Конспект открытого интегрированного занятия по организационной учебной деятельности художественной литературе и формированию элементарных математических представлений
во второй младшей группе.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Цель: закрепление пройденного материала
Задачи:
Образовательные:
- учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат; определять геометрические формы путем тактильных ощущений, отличать фигуры путем наложения их друг на друга; отличать их физические свойства;
- отвечать на вопрос «сколько?», закреплять понятия «один», «много», «ни одного», «нисколько»;
- учить сравнивать два предмета по длине, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами «длинный – короткий», «длиннее – короче».
Развивающие:
- совершенствовать связную речь; развивать наблюдательность, внимание, память, мыслительные операции; пространственную ориентировку;
Воспитательные:
- воспитывать доброту, отзывчивость.
Здоровьесберегающие:
- повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.
Билингвальный компонент: бiр- один,екi- два, Yш-три, шаршы- квадрат, , ушбурыш- треугольник, донгелек- круг, медведь-аю.зеленая- жасыл, красный-қызыл, синий-көк.
Ребята заходят в группу.
Круг радости.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Мне здороваться не лень.
— Ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
— У нас с вами необычный день. Вы любите сказки? Я буду волшебницей, и мы отправимся с вами в страну сказок. Согласны? А на каком транспорте мы туда отправимся?
Дети называют виды транспорта.
-Мы полетим туда на самолете. Вы забыли, что я волшебница. Сейчас я превращу наш ковер в самолет! Рекс,пекс,фекс! Готово! Садитесь на ковер и закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где вы, сказки, отзовитесь, нам ребятам покажитесь!»
(Звучит музыка «В гостях у сказки».)
Основная часть.
Объединение предметов.
— Вот мы и прилетели в первую сказку. А какая это сказка попробуйте отгадать.
Звери жили в доме том,
И медведь пришел к ним в дом
Тут собаки прибежали
И зверюшки убежали.
-Какая это сказка, ребята?
Дети: Рукавичка
— Посмотрите, ребята, герои сказки «Рукавичка» нас встречают.
(На столе стоят куклы из настольного театра «Рукавичка».)
— Ребята, вспомните, какие звери поселились в рукавичке?
Дети: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.
— Ребята, скажите, сколько зверей поселилось в теремке? (Много.)
— А сколько там было лягушек? мышек? лисичек? (Одна.)
— А сколько у нас в группе ребят? (Много.)
— Молодцы!
— Ребята, звери нас просят, чтобы мы им помогли разукрасить рукавичку. Поможем им?
Дидактическая игра с использованием геометрических фигур «Укрась рукавичку».
— Чем мы будем украшать рукавичку?
Дети: геометрическими фигурами
Дети: квадрат, треугольник, круг.
Билингвальный компонент: шаршы- квадрат, ушбурыш- треугольник, донгелек- круг,
— Молодцы, звери благодарят вас за новый дом. Теперь им приятно будет зимовать. Давайте попрощаемся со сказкой «Рукавичка» и поспешим в новую сказку.
Физкультминутка.
Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок другой.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Моделирование. Геометрический материал.
— Ребята, чтобы узнать в какую сказку мы попали, попробуйте отгадать загадку.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Дети: КОЛОБОК.
— Правильно, мы в гостях у колобка. Но посмотрите, колобок совсем не веселый. Давайте спросим, что случилось?
Воспитатель подносит к уху колобка.
— Ребята, колобок мне рассказал, что пока он катался по лесу потерял баночку с мыльными пузырями и теперь он не может надувать пузыри. Давайте ему поможем и надуем один большой пузырь.
Проводится игра «Раздувайся пузырь».
— Надувался-надувался пузырь и лопнул, частички его разлетелись в разные стороны. Расстроился колобок еще больше. Ребята, что же делать? Надо ему как-то помочь. Ой, посмотрите, что это лежит на столах? Да это же частички от пузырей. Попробуйте каждый собрать из частичек по одному пузырю.
(Дети собирают круги из 4-х частей).
— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, у вас пузыри одного цвета или разного?
Дети: разные.
Спросить у каждого ребенка какого цвета у него получился пузырь.
— Кто мне подскажет, на какую геометрическую форму похож пузырь?
Дети: на круг.
— Правильно. Посмотрите, сколько у нас получилось кругов?
Дети: много.
-Колобок обрадовался, он благодарит вас за подарки. А нам пора с Колобком прощаться и в следующую сказку отправляться.
Дети: до свидания, Колобок.
— Ребята, посмотрите, здесь две дорожки, но они разные. Давайте сравним их по цвету. Эта дорожка какого цвета? А эта дорожка какого цвета?
Дети: зеленая, желтая.
— Правильно. А теперь посмотрите внимательно и скажите, по какой дорожке мы придем в следующую сказку быстрее.
Дети: по желтой.
— Правильно. А почему?
Дети: потому что она короче.
— А как вы узнали, что эта дорожка короче, а эта длиннее.
Дети: нужно положить одну дорожку на другую и соединить их верхний край.
— Молодцы. Поспешим по короткой дорожке в следующую сказку.
— Чтобы узнать в какую сказку мы попали, вам снова придется отгадать загадку.
Возле леса, на опушке,
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кровати, 3 подушки.
Отгадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: ТРИ МЕДВЕДЯ.
(На разных стульях сидят три медведя.)
— Давайте вспомним, как звали медведей?
Дети: Михайло Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка.
— Кто из них самый большой?
— Кто самый маленький?
— Что медведи любят кушать?
Дети: мед, малину.
— Вот и мы сегодня к мишкам пришли не с пустыми руками. Принесли им гостинце – медовое печенье. Посмотрите в мою волшебную корзиночку. Сколько у меня печенья?
Дети: много.
— Они одинаковые или разные?
Дети: разные.
— Эта печенюшка похожа на какую геометрическую форму?
Дети: квадрат
— А эта?
Дети: круг.
— Ребята, а чем отличается квадрат от круга?
Дети: у квадрата есть углы, а круга нет углов.
— Правильно.
— Но прежде чем мы угостим медведей печеньем, раздадим им миски. Эта миска какая?
Дети: большая.
— Кому мы её дадим? Почему?
Дети: Михайло Потапычу, потому что она большая.
— Эта миска какая?
Дети: поменьше.
— Кому мы её дадим? Почему?
Дети: Анастасии Петровне, потому что она поменьше.
— Эта миска какая?
Дети: маленькая.
— Кому мы её дадим? Почему?
Дети: Мишутке, потому что она маленькая.
— А теперь разложите печенье так, чтобы большие были у Михайла Иваныча, поменьше – у Анастасии Петровны, а маленькие – у Мишутки.
— Ребята, вы помните сколько у меня было печенья в корзинке?
Дети: много.
— Загляните ко мне в корзинку, сколько печенья у меня осталось?
Дети: ни одного.
— Мишки вас благодарят за угощенье, говорят спасибо и маленький Мишутка предлагает вам сыграть в музыкальную игру. Вы согласны?
Дети: да.
Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением.
Я бурый медвежонок,
Меня должны все знать.
Люблю я мед и сахар,
Люблю потанцевать.
А теперь все мальчики попрыгайте, как зайчики,
А теперь все девочки попрыгайте, как белочки.
Дидактическая игра с блока Дьениша.
—Ребята, почтальон принес нам посылку с картинками и геометрическими фигурами. Давайте посмотрим, какие они и что на них изображено.
Дети: жираф, мишка, машина, собачка, лошадка.
-Правильно, молодцы.
-Ребята, давайте теперь приемом наложения соберем эти картинки с помощь геометрических фигур.
—Дети: Давайте соберем.
— Молодцы!
-Ребята, какие цвета вы использовали?
Билингвальный компонент: зеленая- жасыл, красный-қызыл, синий-көк
А какие геометрические фигуры вами были использованы? (шаршы- квадрат, ушбурыш- треугольник, донгелек- круг)
-Дети, вам понравилось из геометрических фигур собирать картинки ?
-Скажите мне, какие картинки вы собрали.
Дети:лошадка, грузовик, жираф, ракета.
-Молодцы.
Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да.
Но нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся, скажем до свидания и поспешим на ковер самолет. Закрываем глаза и полетели!
Группа, группа, отзовись, нам ребятам покажись!
(Звучит музыка)
— Вот мы и снова в группе.
Итог:
— В каких сказках мы побывали?
Дети: «Теремок», «Колобок», «Три медведя».
— Какие добрые дела мы сделали?
Дети: украсили рукавичку для зверей, подарили мыльные пузыри Колобку, угостили медведей печеньем.
— Что подарили Колобку?
Дети: мыльные пузыри.
— На какую геометрическую форму похож пузырь?
Дети: на круг.
— Чем угощали медведей?
Дети: печеньем.
— Печенье было одинаковой формы или разной?
Дети: разной: квадратное и круглое.
— Понравилось вам путешествие?
Дети: да.
— Вы мне понравились на занятии, были внимательные, активные, молодцы!
А теперь давайте попрощаемся с гостями.
Котова Ольга Николаевна,
воспитатель ГККП я/сада №18 «Балдырган»,
Западно — Казахстанская область,
город Уральск