Home » Гуманитарный цикл » Работа над техническими приемами на уроке фортепиано, связь технического и эмоционального

Работа над техническими приемами на уроке фортепиано, связь технического и эмоционального

 Цель урока: Овладение техническими приемами игры, выявление взаимосвязи техники и художественного в произведении.

Задачи урока:

— овладеть определенными техническими навыками.

— расширить музыкальный кругозор, сделать работу над техническим материалом осмысленной и интересной.

-обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащегося.

Оборудование: фортепиано, ноты.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Знакомство с новой темой.
  4. Домашнее задание. Оценка.
  5. Организационный момент

Сообщение темы, цели урока.

  1. Работа над развитием техники

Гамма Соль мажор: прямое и расходящееся движение, аккорды, длинные и короткие арпеджио

  1. Работа над основной темой

 «Этюд» ля минор Д.Б. Кабалевский

«Танец эльфов» Э.Григ

Техника — это не только беглость пальцев, но и умение владеть всеми средствами выразительности. В это понятие входит весь комплекс технологических средств-навыков музыканта-исполнителя, необходимых для реализации своих художественных намерений: различные приёмы звукоизвлечения, пальцевая моторика, кистевая репетиция и т. д.

Техническое мастерство фортепианной игры подразумевает не только беглость пальцев, ловкость движения рук и силу, а правильную посадку, владение разнообразными приемами игры гамм, аккордов, арпеджио, двойных нот, динамической артикуляции, наконец, это ритм, владение звуком, и умение педализировать. Работа над техникой должна быть не механической и монотонной, а интересной и занимательной. Ассоциации с известными и понятными ученику движениями, образами окружающей природы, животного мира, сказочных героев и т.д. помогают развитию координации, правильных тактильных, зрительных и слуховых ощущений.

 Каждый игровой прием должен быть обоснованным выражением музыкальной задачи. Исключительно важной для развития предпосылок виртуозности является работа над организацией движений. Все движения должны быть подчинены цели, заключающейся в определенном качестве выразительного звучания. Важной предпосылкой является отбор целесообразных движений, помогающих достижению свободной, уверенной техники. Прежде всего, слуховое впечатление учащегося и преподавателя, которые должны стремиться к достижению художественной цели.

I.Способы работы над техническими задачами, отдельными пассажами, фразами, разделами.

С помощью воображения облегчим задачу упражнений для развития технических навыков.

Правая рука:

—  зайка (мягкое стаккато mf  правой рукой в первой октаве);

-дятел (острое стаккато f  правой рукой во второй октаве);

— дождик (легкое стаккато p  правой рукой в первой октаве);

Левая рука:

— конь (крепкое нон легато mf  левой рукой в малой октаве);

— медведь (глубокое легато f  левой рукой в большой октаве);

— слон (гулкое портаменто ff  левой рукой в контроктаве).

«Песня»—  легато, без изменения ритма, в звучании mp

«Марш» — легато, с пунктирным ритмом, в звучании f.

«Дождик» — стаккато, без изменения ритма, в звучании p.

Метод «остановок»— это упражнение заключается в том, что пассаж или фрагмент произведения разделяется на несколько частей (пусть даже две). Обычно местом деления становится нота, на которой происходит подкладывание первого пальца или то место, где требуется серьёзно переместить руку (это называется поменять позицию). Упражнение можно варьировать, оно способствует быстрому усвоению текста и аппликатуры. Движения автоматизируются, появляется свобода в исполнении.

Метод «накопления». Он состоит в том, что пассаж или фрагмент произведения проигрывается не весь сразу, а постепенно – сначала 2-3 ноты или такта, затем к ним постепенно добавляются остальные, пока не сыгран весь пассаж или текст отдельными руками и вместе. Аппликатура, динамика и штрихи – строго указанные в тексте.

  1. В процессе работы над произведением, важно определить художественное содержание произведения. Правильной передаче образа, эмоционального строя произведения способствуют многие средства выразительности, в том числе качество звука.

«Этюд» Д.Б. Кабалевский ля минор — взволнованный характер, подобный буре, стихии, волнообразное движение в правой руке. Левая рука – опорная, выполняет роль фундамента, правая – более подвижная, ведущая основную мелодическую линию.

«Танец эльфов» Э.Григ

В «Танце эльфов» изображён танец маленьких, сказочных лесных духов – эльфов. Пьеса написана в тональности e moll. В ней чередуются две мелодии — светлая, лёгкая и более тёмная, таинственная, настороженная. Благодаря отрывистому стаккато и быстрому темпу композитор очень точно передаёт изящные, порхающие движения эльфов. На протяжении всей пьесы происходит частая смена динамики от forte к piannisimo, в музыке отсутствует басовая партия. Тем самым композитор подчёркивает игривый характер танца и создаётся образ маленького, игривого существа.

В конце пьесы, в последних двух тактах два заключительных форшлага оканчивают игривый танец, имитируя взмахи крошечных крылышек.

Работа над техническими заданиями начинается с их осмысления. Для технического совершенствования требуются не только умение играть быстро, ясно и отчетливо, а еще играть очень громко и очень тихо, мягко и остро, добиваться звучания легкого, «порхающего» и глубокого, гулкого. Чтобы занятия были интересными, творческими, развивали фантазию ребенка, процесс работы над технически трудными заданиями, должны тесно переплетаться с различными художественными образами.

  1. Домашнее задание. Оценка.

 

Литература

 

  1. А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. М., «Кифара», 2002
  2.   Л. Баренбойм.  Путь к музыке. Л., «Советский композитор», 1991
  3. А.  Гедике. Этюды для начинающих. М., «Кифара», 2001
  4.   Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста.  М., «Кифара», 2002

6.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1971

7.Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М., Музыка, 2003

    8.Тимакин Е. Воспитание пианиста. М.-Советский композитор, 1984

     9.Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М., 2002

10.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984

 

Герасимова Елена Геннадьевна,

преподаватель дополнительного,

образования по фортепиано,

ГККП «Школа икусств№1»

город Астана

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*