Home » статьи » Развитие интеллектуальной и творческой инициативы студентов при организации практической подготовки

Развитие интеллектуальной и творческой инициативы студентов при организации практической подготовки

Exif_JPEG_420

В Послании народу Глава государства Н. А. Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой всеобщей грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» [1].

Адаптация студентов проходит в ходе профессиональной практики студентов. Практика неотъемлемая часть учебного процесса, как и теоретическое обучение. Для студентов это — один из наиболее эффективных способов вхождения будущего специалиста в профессию, для предприятия – возможность формирования кадрового резерва, а для учебного заведения – повышение качества учебного процесса и, как следствие, рост конкурентоспособности выпускников.

Основными профессиональными образовательными программами по специальностям подготовки предусмотрены следующие виды практики:

  1. учебная практика;
  2. производственная практика, состоящая из следующих этапов: практика по профилю специальности и практика преддипломная.

Содержание всех этапов практики определяется:

Учебная практика, предназначенная для получения студентами первичных профессиональных умений и навыков, проводится в специально оборудованной учебной мастерской электроснабжения. Мастерская соответствует всем требованиям современного производства, оснащена новейшим оборудованием стендового исполнения. Практика проходит под руководством мастера производственного обучения.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, получение рабочей профессии в соответствии с профилем обучения, приобретение практического опыта, этот вид практических занятий проходит на таких предприятиях города: ТОО «Кокшеэлектромонтаж», ИП «Яковлев О. В.», ИП «Садвокасов К. К.», ТОО «Рэссо», КГС ТОО «Сауда», руководители которых являются социальными партнерами колледжа.

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Работа в коллективах предприятий оказывает на обучающихся большое воспитательное воздействие: студенты усваивают опыт высококвалифицированных рабочих, воспринимают традиции трудовых коллективов, знакомятся с общественной и производственной жизнью предприятия. В ходе производственной практики студенты получают рабочие профессии, им присваиваются квалификационные разряды. Так, студенты, обучающиеся по специальности «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям», получают следующие рабочие разряды — 2-3. Однако, существуют и определенные трудности. Это и неосознанный выбор профессии, посещаемость, трудоустройство. Мною, как мастером производственного обучения, проводится большая воспитательная работа для привития чувства национального патриотизма, развития толерантной личности. При трудоустройстве я испытываю следующие трудности:

-Во-первых, это поиск предприятий — баз практик. Предприятия отказываются принимать студентов на практику. Это и неудивительно, ведь обучать и воспитывать будущих специалистов – дополнительная нагрузка, необходимо затрачивать человеческие, материальные и временные ресурсы. В свою очередь работодатели выдвигают высокие требования к выпускникам колледжа. Однако даже при самой хорошей теоретической подготовке, которую может дать учебное заведение, специалисты без практических навыков, без знания особенностей работы в реальном производственном коллективе не смогут принимать быстрых и правильных решений. Хочется отметить те предприятия, которые не боятся определенных трудностей в решении этой задачи.

На этих предприятиях были созданы условия для получения студентами рабочих профессий, т.е. организация должна иметь лицензию на профессиональное обучение по рабочим профессиям.

-Во-вторых, в соответствии с программами и учебными планами получения рабочих профессий студенты должны отработать определенное количество смен по данной профессии, но за период производственной практики не всегда это им удается.

-В-третьих, на многих предприятиях в условиях сохранения коммерческой тайны и конфиденциальной информации ограничивается доступ практикантов к необходимым документам, что приводит к уменьшению познавательной, закрепляющей и развивающей роли практики.

В условиях рыночной экономики, несовершенства правовой базы, разобщенности между теоретической подготовкой и практическими требованиями, решить проблемы производственного обучения достаточно трудно, но, объединив все усилия, мы сможем выполнить сверхзадачу максимально быстрой и качественной подготовки специалистов, объединяющих в себе профессионализм, гражданскую зрелость, самостоятельность и ответственность.

Процесс обучения направлен на становление студента независимыми, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в ремонте и обслуживании техники. Таким образом, задача формирования функциональной грамотности студентов на уроках производственного обучения, должна быть осуществлена в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности преподавателя.

 

Использованная литература:

  1. Послание народу главы государства Назарбаева Н. А.
  2. Журнал Профильная школа и профобразование. 2015 г
  3. Современное образование в школе колледже и ВУЗ-е 2014г
  4. https://yandex.kz/search/?text

Николай Озимок,

преподаватель,

КГУ «Строительно-технический

колледж № 1, г. Кокшетау»

управления образования

Акмолинской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*