В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переходу к новой модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьника.
Я являюсь молодым учителем истории, прошла курсы по обновленному содержанию образования и работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей на уроке истории.
Основной особенностью мышления в подростковом возрасте является переход от наглядно-действенного, конкретно-образного мышления к абстрактному. Эта особенность важна тем, что в средних классах начинается изучение основ наук, учебный материал требует более высокой степени умственной деятельности.
Обучение должно быть активным, проводится в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциацией обучения. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, применяться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.
Формирование у учащихся системы понятий, представляющих основу любой науки является одной из важнейших задач обучения. В каждой учебной программе приводится список основных терминов, которыми должен овладеть учащийся к концу изучения конкретного школьного предмета. Но в дидактике отсутствует методологическая база для формирования этих понятий. Все понятия преподносятся ученику в готовом виде, от него требуется лишь запомнить их определение.
Представленные упражнения предназначены для развития, стимулирования и коррекции мыслительных операций школьников, разработаны на основе понятийного аппарата.
- Упражнение «Устойчивые словосочетания»
Задание: к данным понятиям подберите зависимые слова так, чтобы получились устойчивые словосочетания, встречающиеся на уроках истории и обществознания.
Народное (собрание); родовая (община); совет (старейшин, пятисот); гончарный (круг); Олимпийские (игры); сельское (хозяйство); плужное (земледелие); гладиаторские (бои); христианская (церковь); научные (знания); религиозные (верования, взгляды).
Крылатые выражения: Ахиллесова (пята); Нить (Ариадны); Троянский (конь); Гордиев (узел); Сизифов (труд); Танталовы (муки); Домоклов (меч); Авгиевы (конюшни); Ящик (Пандоры); Яблоко (раздора), Пиррова (победа).
- Упражнение «Подбор слов по определенной тематике»
Задание: составьте список слов на заданную тему (упражнение можно проводить в форме соревнования – кто быстрее). Рекомендуемое время – от 5 до 10 минут. В качестве задания могут быть использованы следующие темы:
Тема: «Первобытные охотники и собиратели» — охота, собирательство, неандерталец, кроманьонец, орудия труда, пещерная живопись, Альтамира, духи, боги, идол, религия и т.д.
Тема: «Древний Египет» — цивилизация, Африка, Синайский полуостров, Нил, пороги, дельта, папирус, оазис, Мемфис, фараон, рельеф, пирамиды, сфинкс, иероглифы, мумия, саркофаг, повинности, писцы, стражники и т.д.
Тема: «Древнейшие цивилизации Индии и Китая» — Восточная Азия, Инд, Ганг Хуанхэ, гадальные надписи, Хараппская цивилизация, Мохенджо-Даро, Юй, джунгли, раджа, варны, Ганеша, Гаутама, нирвана, Ашока, конфуцианство, арбалет, гунны, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена, Великий шёлковый путь и т.д.
- Упражнения для развития мыслительных операций
- Упражнение «Определение правильных обобщений»
Задание: проверьте, относится ли в каждой паре слов второе понятие к первому как род к виду. Для этого можно подставить перед первым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно сделано правильно.
- Кариатида – колонна (+).
- Республика – форма правления (+).
- Император – царь (-).
- Рекрут – воин (+).
- Подати – налоги (+).
Упражнение «Расположение понятий от общих к частным»
Задание: расположите понятия в логической последовательности: от более общих к более частным.
- Строение, ритуальное строение, храм, древнегреческий храм, Парфенон.
- Вид искусства, скульптура, античная скульптура, Зевс Олимпийский.
- Античный мир, Греция, полис, Спарта.
- Плата, повинность, оброк, натуральный оброк.
- Цивилизация, Древний Восток, Междуречье.
Данные упражнения способствуют лучшему усвоению учебного процесса и повышению качества знаний учащихся, формируют умение работать в команде, умение учиться и способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Биманбетова Сара Рамазановна,
учитель истории,
Коммунальное Государственное Учреждение
«Общеобразовательная школа №76», г. Алматы
Шәкірттеріңіз биіктерді бағындыра берсін!