Home » статьи » Развитие интеллектуальных способностей учащихся 5 класса на уроках истории

Развитие интеллектуальных способностей учащихся 5 класса на уроках истории

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переходу к новой модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьника.

Я являюсь молодым учителем истории, прошла курсы по обновленному содержанию образования и работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей на уроке истории.

Основной особенностью мышления в подростковом возрасте является переход от наглядно-действенного, конкретно-образного мышления к абстрактному. Эта особенность важна тем, что в средних классах начинается изучение основ наук, учебный материал требует более высокой степени умственной деятельности.

Обучение должно быть активным, проводится в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциацией обучения. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, применяться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Формирование у учащихся системы понятий, представляющих основу любой науки является одной из важнейших задач обучения. В каждой учебной программе приводится список основных терминов, которыми должен овладеть учащийся к концу изучения конкретного школьного предмета. Но в дидактике отсутствует методологическая база для формирования этих понятий. Все понятия преподносятся ученику в готовом виде, от него требуется лишь запомнить их определение.

Представленные упражнения предназначены для развития, стимулирования и коррекции мыслительных операций школьников, разработаны на основе понятийного аппарата.

  1. Упражнение «Устойчивые словосочетания»

Задание: к данным понятиям подберите зависимые слова так, чтобы получились устойчивые словосочетания, встречающиеся на уроках истории и обществознания.

Народное (собрание); родовая (община); совет (старейшин, пятисот); гончарный (круг); Олимпийские (игры); сельское (хозяйство); плужное (земледелие); гладиаторские (бои); христианская (церковь); научные (знания); религиозные (верования, взгляды).

Крылатые выражения: Ахиллесова (пята); Нить (Ариадны); Троянский (конь); Гордиев (узел); Сизифов (труд); Танталовы (муки); Домоклов (меч); Авгиевы (конюшни); Ящик (Пандоры); Яблоко (раздора), Пиррова (победа).

  1. Упражнение «Подбор слов по определенной тематике»

Задание: составьте список слов на заданную тему (упражнение можно проводить в форме соревнования – кто быстрее). Рекомендуемое время – от 5 до 10 минут. В качестве задания могут быть использованы следующие темы:

Тема: «Первобытные охотники и собиратели» — охота, собирательство, неандерталец, кроманьонец, орудия труда, пещерная живопись, Альтамира, духи, боги, идол, религия и т.д.

Тема: «Древний Египет» — цивилизация, Африка, Синайский полуостров, Нил, пороги, дельта, папирус, оазис, Мемфис, фараон, рельеф, пирамиды, сфинкс, иероглифы, мумия, саркофаг, повинности, писцы, стражники и т.д.

Тема: «Древнейшие цивилизации Индии и Китая» — Восточная Азия, Инд, Ганг Хуанхэ, гадальные надписи, Хараппская цивилизация, Мохенджо-Даро, Юй, джунгли, раджа, варны, Ганеша, Гаутама, нирвана, Ашока, конфуцианство, арбалет, гунны, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена, Великий шёлковый путь и т.д.

  1. Упражнения для развития мыслительных операций
  2. Упражнение «Определение правильных обобщений»

Задание: проверьте, относится ли в каждой паре слов второе понятие к первому как род к виду. Для этого можно подставить перед первым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно сделано правильно.

  1. Кариатида – колонна (+).
  2. Республика – форма правления (+).
  3. Император – царь (-).
  4. Рекрут – воин (+).
  5. Подати – налоги (+).
    Упражнение «Расположение понятий от общих к частным»

Задание: расположите понятия в логической последовательности: от более общих к более частным.

  1. Строение, ритуальное строение, храм, древнегреческий храм, Парфенон.
  2. Вид искусства, скульптура, античная скульптура, Зевс Олимпийский.
  3. Античный мир, Греция, полис, Спарта.
  4. Плата, повинность, оброк, натуральный оброк.
  5. Цивилизация, Древний Восток, Междуречье.

Данные упражнения способствуют лучшему усвоению учебного процесса и повышению качества знаний учащихся, формируют умение работать в команде, умение учиться и способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Биманбетова Сара Рамазановна,

учитель истории,

Коммунальное Государственное Учреждение

«Общеобразовательная школа №76», г. Алматы

One comment

  1. Сымбат Нурдаулетовна

    Шәкірттеріңіз биіктерді бағындыра берсін!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*