Решая творческую задачу, человек, как правило, пребывает в плену привычных вариантов. Творческие идеи направляются по «вектору психологической инерции», как раз в ту сторону, где меньше всего можно ожидать сильных решений. Психологическая инерция может быть обусловлена самыми различными факторами: и боязнью вторгнуться в чужую область, и опасением выдвинуть идею, которая покажется смешной, и незнанием элементарных приемов генерирования «диких» идей.
Методы активации поиска творческих идей помогают преодолевать подобные барьеры. Новым идеям необходимо помочь прорваться из подсознания в сознание. Поэтому процесс генерации идей должен быть построен так, чтобы «расковать» подсознание.
Люди больше склонны к генерированию идей, другие – к критическому анализу. При обычных обсуждениях «фантазеры» и «критики» оказываются вместе и мешают друг другу. Поэтому во время обсуждения проблем должно действовать правило: запрещена критика. Следует высказать любые идеи, в том числе и заведомо нереальные (они играют роль своеобразного катализатора, стимулируя появление новых идей). При этом учащиеся подхватывают и развивают предлагаемые идеи. Никто не боится предложить смелую идею. Возникает доброжелательная творческая атмосфера. И это открывает путь всевозможным догадкам при решении проблем. Идеи возникают как бы непроизвольно, неосознанно. Этот метод «мозгового штурма» можно использовать при решении различных задач. В итоге в каждой идее можно выявить рациональное зерно.
А метод морфологического анализа заключается в том, что в начале выделяют главные характеристики изучаемого объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Так рассматривая тему «Имя существительное», можно взять ее в качестве оси, элементами же для оси могут быть род, число, падеж, склонение, время, спряжение и т.д. По этой оси комбинируются, сочетания различных элементов. При этом приходим к выводу, что не все элементы сочетаемы с данной осью. Доказываем, каким образом сочетаются элементы с осью.
Также существует метод интенсификации поиска или метод контрольных вопросов. Например, предлагается список наводящих вопросов: а если сделать наоборот? А если заменить это другим словом? А если изменить форму объекта (слова) и т.д.
Все эти методы активации творческих возможностей человека предусматривают целенаправленную стимуляцию воображения.
При наличии четкой психологической установки на решение какой- либо творческой задачи, течение образно-ассоциативного процесса приобретает продуктивный, целенаправленный характер.
Великолепно описал это творческое состояние А.С. Пушкин:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображением,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волнением,
Трепещет и звучит, и ищет как во сне.
Излиться, наконец свободным проявлением –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние: плоды мечты моей…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут.
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
По-видимому, мозг владеет инструментом, который по мере необходимости представляет возможность срочной передачи неограниченного объема информации при напряженном решении сложной задачи.
Развивая мышление, обучение происходит эффективнее не только за счет более прочного запоминания, но и за счет легкого образования мыслительных навыков.
М.В. Ломоносов пишет: «Чем больше таинства наш разум постигает, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских».
Итак, что такое мышление?
Человек начинает мыслить, когда перед ним встают вопросы. Любые ли вопросы заставляют нас задумываться? Надо ли, например, глубоко погружаться в мысли, чтобы ответить какого цвета снег или сколько ног у собаки. Нет. Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает проблема, у которой нет готового способа решения. Если мы пытаемся понять, в чем-то разобраться, то здесь речь идет о мышлении. Психологи утверждают, что мышление начинается с удивления, недоумения, противоречия. Мышление – это процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но как и другие качества ума, мышление надо развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
В начальных классах мы формируем простейшие мыслительные навыки: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения. Попутно идет развитие гибкости и широты мышления. Гибкость ума проявляется в умении во время переключаться на новые способы решения поставленной задачи, если прежние способы не приводят к успеху. Широта мышления – это умение видеть изучаемый предмет во всех связях, с учетом всех его свойств. Например, при написании слов с безударной гласной необходимо учитывать и какой частью речи является слово, и в какой части слова находится гласная, проверяемая она или нет и т.д.
Результатом гибкости и широты ума должна стать беглость мыслительных процессов, которая проявляется в умении быстро перебирать множество вариантов для решения одной проблемы.
Средством развития мыслительных процессов может стать любой учебный материал. В качестве средства развития мышления детей рассмотрим программу развивающего обучения по русскому языку.
Чтобы успешно проходило развитие учащихся, необходимо соблюдать такие условия.
Первое — четко представить, что развивать в пределах каждой конкретной темы, при этом учитывая, что учащиеся имеют различную успеваемость.
Второе – знать, у кого развивать, т.е. мы должны знать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируются исходный уровень познавательных процессов и контроль за их развитием. Результаты начальной диагностики и последующих контрольных работ необходимо сообщать учащемуся, чтобы он знал особенности своего восприятия, памяти, мышления, понял, что ему мешает в овладении теми или иными навыками и знаниями, и получил от учителя рекомендации по устранению недостатков.
Третье – знать, как и какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и сам ученик под контролем учителя.
Четвертое – не только развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развития в цель любой работы на уроке, соблюдая следующий порядок: диагностика – тренировка приемов на уроках – включение в поле учебной деятельности.
Пятое – осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.
Для пробуждения у учащихся внутренней активности нужно, чтобы задачи, решаемые в учебном процессе, обязательно включались в сознание ребенка. Перед учащимися ставятся такие вопросы: зачем изучается эта тема? Что в этой теме известно? Что не известно? Какие знания и умения понадобятся для успешного усвоения темы? С чего предлагаете начинать работу?
Урок должен организовываться с максимальной направленностью учащихся на поиски закономерностей, самостоятельные открытия. Дети, таким образом, постоянно общаются взаимообучаются. Они включаются в активное взаимодействие друг с другом следующими видами работ: пересказ друг другу, взаимооценка устных ответов, взаимопроверка письменных работ. Основной акцент делается на саморазвитие самообразование и коррекцию – преодоление недостатков
При такой постановке задач по развитию мыслительной деятельности у учащихся повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, память, развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности. Дети самоорганизованы, уверены в себе.
Изучение любой темы целесообразно начинать с вопросов самих учащихся. Умение ставить вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка. У учащихся развивается способность отделять известное от неизвестного Незнание пробуждает желание узнавать После того как учитель сообщил тему урока, дети по очереди задают вопросы, на которые знают ответ и сами отвечают. Затем, когда все вопросы исчерпаны к тому, «что я знаю по теме», идут вопросы, на которые они не знают ответа, а хотел бы узнать. Эти вопросы к тому, «что я не знаю», звучат без ответа. Ответы на них предстоит получить в течение урока. Завершают изучение новой темы вопросами и заданиями учителя, основная цель которых активизировать мышление, помочь учащимся глубже проникнуть в тему, максимально направить их на самостоятельный поиск, сделать открытие закономерностей и правил.
Например, при изучении темы « Склонение имен существительных» вопросы к тому, «что я знаю» такие:
- Какой части речи касается тема?
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы оно отвечает?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (что?)
- Как можно доказать, что имена существительные изменяются по числам?
- Какого рода бывают имена существительные? И т.д.
Вопросы к тому, «что я не знаю»:
- Что такое падеж?
- Как изменять существительное по падежам?
- Какие существуют падежи?
- Что такое склонение?
- Все ли существительные склоняются? И т.д .
Таким образом, принципиальная особенность такого обучения состоит в том, что в качестве развития мышления в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Такая система принципиально отличается от традиционной системы обучения по целям, содержанию, методам и организации учебного процесса. Она предусматривает общее развитие школьника, формирует у детей целостную систему знаний, умений, навыков, чувство взаимосвязи, взаимозависимости явлений природы и человека. Общей задачей при этом является развитие у ребенка навыков исследования, самостоятельного творческого мышления.
Чтобы решать такую задачу в процессе обучения нельзя удовлетвориться одним источником учебного материала, следует использовать все богатство заданий, подходов, методических приемов, выбирая из них наиболее подходящие. Таким образом, дети являются открывателями новых знаний, а учитель – путеводителем по дорогам знаний. Учебный материал следует строить так, чтобы дети в поисках знаний неоднократно возвращались к ранее изученным, чтобы опираться на них в своих доказательствах, выводах. Это помогает повторить и закрепить изученный материал, развивает память, активизирует мыслительный процесс.
Учебный материал следует построить так, чтобы он был впереди, а не в хвосте детского развития.
Чтобы обучение эффективно развивало ученика, нужно создавать познавательные трудности. Именно в преодолении посильной трудности мощно продвигается развитие мышления. Если ребенок выполняет хорошо освоенную задачу, то такая работа почти ничего не дает для его развития. В процессе преодоления препятствий раскрываются духовные силы ребенка, активизируется умственная деятельность. При таком обучении нельзя задерживаться на уже известном, изученном материале, нужно постоянно двигаться вперед, обогащать ум школьника, давать ему новую и новую пищу. Главное – не стоять на месте, т.к. это злейший враг развития.
Таким образом, впереди идет достижение высокого уровня развития учащихся и на этой основе успешное овладение знаниями, умениями и навыками.
Cписок литературы:
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Ведение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987
- Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. – М.: дрофа, 2001
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 10 томах. – М. – Л. 1949, т. 3, с.265
- Чернышевский н.Г. Избранные философские сочинения. В 3 томах. М., 1951, т. 3, с. 211
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. – Спб., 1910
Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна,
старший преподаватель кафедры «ИТиМПЕ(Н)Д»
«АО «НЦПК Өрлеу»
институт повышения квалификации
педагогических работников
по Жамбылской области