Home » Детский сад » Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания

Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания

 

Рождаясь, ребенок попадает в совершенно незнакомый ему мир. И начиная говорить, этот окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для развития речи и расширения восприятия мира. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в речи ребенка.

Для успешного развития речи детей я обратилась к природе и углубленно начала работу по теме: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания». Ведь природа с ее разнообразием  форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции. Цель моей работы по данному направлению: сформировать коммуникативную компетентность дошкольников посредством экологического воспитания;

задачи: помочь детям освоить базовые нормы и правила русского языка и сформировать умение гибко применять их в конкретных ситуациях; способствовать овладению основными коммуникативными навыками; сформировать экологическое  сознание, систему ценностей, способствующую осознанию мнение о том, что человек – неотъемлемая часть природы, жизнь которого зависит  от ее экологического состояния, и поэтому необходимо жить в гармонии с окружающим миром и не загрязнять его.

Для реализации поставленных целей и задач мною подобран методическая, психолого-педагогическая литература, дидактический материал, проведено анкетирование родителей, разработан перспективный план и серия технологических карт по организованной учебной деятельности направленной на развитие речи в процессе экологического воспитания: «В гостях у лесных зверей», «Как зимуют птицы», «Осенние зарисовки», «Поздняя осень», «В гостях у Весны», «Составление загадок о животных», «Прощание со снеговиком», «Письмо лесным зверятам», «Наши пернатые друзья» и другие. Также осуществлена подборка художественной литературы для чтения детям, комплексы физкультурных минуток, пальчиковые игр с экологическим содержанием, подобраны дидактические игры – пособия, так как : «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «С какого дерева лист?», «Чьи  плоды?», «Времена года» и другие.

В работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи посредством экологического воспитания я обеспечила взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности: исследовательской, изобразительность , театрализованной. Помимо этого прибегла к помощи литературы, музыки, развивающих игр, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Организованная учебная деятельность является основной формой работы и носит интегрированный характер. Расширяя представления детей о природе, в интегрированной организованной учебной деятельности по разделам «Развитие речи» и «Основы экологии», основной упор делается на выработку гуманного отношения ко всему живому, побуждая неокрепшие умы к эстетическим переживаниям, связанным с природой, формирую экологическое сознание у детей. Одновременно я работаю над формированием пассивного и активного словаря дошкольников, грамматической правильностью речи: монологической и диалогической речами.

Моя работа с детьми по развитию их речи  в процессе экологического воспитания предполагает сотрудничество, сотворчество. Обучающий процесс организуется так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать гипотезы, не боясь сделать ошибку. Чтобы развитие речи при ознакомлении с природой достигло более высокого уровня необходимо целенаправленное руководство этим процессом. Организованная учебная деятельность строится с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною проведен цикл организованной учебной деятельности, направленный на формирование экологических знаний ( знаний о мире животных, о растительности, о неживой природе, о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Чтобы повысить интерес у детей в этом процессе познания, я использую различные виды игр:

  • Сюжетно-ролевые
  • Игры с правилами без сюжетов
  • Имитационные игры и игры-упражнения с предметами
  • Игры-упражнения с мотивацией на определенные достижения.

Сюжетная форма организованной учебной деятельности и интегрированность приемов, частая смена видов детской деятельности способствует развитию речи и познавательных способностей у детей.

Занятия по развитию речи всегда провожу:

– с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовичок, по теме: «Озеро» – водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;

– с использованием разнообразных наглядных пособий: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал.

– использованием различных пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе.

В наблюдениях, экскурсиях, целевых прогулках я использовала методы и приемы, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседа, речевые логические задачи, рассказы, дидактические игры). Я стремилась не только к тому, чтобы дети имели определенные представления, но и чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными для дальнейшего разумного применения их в жизни.

Проводя работу по сотрудничеству с семьей по вопросам вербального развития детей посредством экологического воспитания, совместными усилиями мы формируем целостный взгляд на природу и место человека в ней, создаем разнообразные возможности для удовлетворения потребностей в общении и установлении прочных коммуникаций  с близкими и другими людьми. Тем самым реализуя одно из требований к организации семейного воспитания, определенных в ГОСО-2008.

Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а значит и развития речи. Немаловажен тот факт, что родители- самые важные , главные, значимые люди для ребенка. Поэтому в этом аспекте основная задача- вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи, для этого я использовала различные формы работы:

– групповые родительские собрания («Игрушки вашего ребёнка для развития речи», «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»,  «Прогулка с ребенком и развитие речи» и др.), я обращала внимание родителей на важность развития речи, экологических представлений.

– консультации «Детям нужна красота», «Что должны знать дошкольники о природе Западно-Казахстанской области», «Куда пойти в выходной день с ребенком летом» и другие.

– организованная учебная деятельность с участием родителей.

–совместное создание предметно-развивающей среды в группе.

– оформление центров взаимодействия с семьей, где ставились задачи развития речи, экологического воспитания, основные виды организованной учебной деятельности в группе.

– папки – передвижки «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «По совету всему свету», «Времена года», «Расскажите детям о …»;

– групповые альбомы «Наша дружная семья», «Вот мы какие», «Мы – друзья природы», «Животные нашего края»;

– выпуск «Книжек-малышек нашей группы» (где размещались рассказы, сказки о живой и неживой природе, придуманные детьми).

Такой подход побуждал родителей, детей и нас, педагогов, к творческому сотрудничеству между собой, устранилась отчужденность, появилась уверенность, решались многие проблемы. А тесное сотрудничество с родителями способствовало обогащению словаря детей.

Разработанный мною комплекс мероприятий по развитию речи дошкольников в процессе экологического воспитания в течение организованной учебной деятельности и в повседневной жизни показал свою эффективность. Значительно повысился уровень грамматической речи детей, дети научились рассуждать, рассказывать, описывать. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных  интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные в организованной учебной деятельности на основе метода проб и ошибок. Теперь дети знают, что человек и природа неразрывно связанны. И от того, как человек будет любить беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Дуйсенбаева К.К.,

воспитатель,

 Д/О №26 «Үміт»,

г. Актобе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*