В школах обучение русскому языку, как второму, строится по принципу развития коммуникативных навыков, таких как: слушание, говорение, чтение и письмо. В данной работе мы рассмотрим некоторые аспекты функциональной грамотности посредством развития коммуникативных навыков.
Функциональная грамотность (лат. – направление) степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Безрукова В.С. в состав функциональной грамотности включает элементы лексической грамотности; умение человека понимать государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов; информационную и компьютерную грамотность. «Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально- технологическую подготовленность».
Функциональная грамотность при обучении русскому языку как второму подразумевает соблюдение принципа коммуникативной направленности. Крючкова Л.С. в пособии «Практическая методика обучения русскому языку как иностранному» говорит о том, что коммуникативность понимается и как коммуникативная направленность обучения, и как коммуникативная активность учащихся в ходе обучения. «Обучение носит коммуникативный характер в том случае, если вся работа направлена на формирование у учащихся речевых навыков и умений, необходимых для осуществления речевой деятельности – процесса общения .
В современной методике выделяют пять уровней владения языком, определение которых поможет учителям при работе с учащимися в школе.
Начальный уровень – это уровень, когда говорящий владеет стандартными фразами для простого разговора, умеет пользоваться клише и выученными фразами, читает знакомые слова и фразы, может написать отдельные слова, фразы, заполнить анкеты.
Средний уровень подразумевает возможность ограниченного общения. Учащийся может понимать простые тексты, прогнозировать содержание короткого текста, может создавать небольшие письменные тексты.
Продвинутый уровень – это уровень, который позволяет учащемуся удовлетворительно справляться с языковыми ситуациями, связанными с учебой или работой.
Профессиональный уровень – это уровень, при котором говорящий полностью удовлетворяет языковые потребности.
Здесь следует указать документ, в котором представлены уровни развития знаний, умений, навыков, необходимых для овладения иностранным языком: «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка». В монографии описываются компетенции изучающего иностранный язык в целях общения.
Как правило, развитие коммуникативных навыков осуществляется в следующем порядке: аудирование, говорение, чтение, письмо.
Аудирование способствует запоминанию устной речи, стимулирует развитие речевых навыков учащихся, является индикатором уровня понимания звучащей речи, способствует постепенному овладению речевыми навыками.
Щукин А.Н. в своих исследованиях приводит обоснование тому, что восприятие речи на слух сопряжено с преодолением множества трудностей, вызванных в основном 3 факторами: «условиями коммуникации, лингвистическими особенностями звучащей речи, объективной сложностью перекодирования звуковых сигналов в смысловую запись.». Учителю русского языка и литературы следует учитывать возможные трудности при развитии навыков аудирования у учащихся.
Следующий вид речевой деятельности – говорение. «В аудировании процесс совершается от восприятия формы к осмыслению, при говорении процесс идет от содержания к форме».
Уровни развития навыка «говорение» подразделяются на начальный, средний и самостоятельный. Начальный уровень предполагает активную работу и поддержку учителя, наличие опор, учащийся развивает навыки говорения посредством ответов на простые вопросы, диалоги, небольшие сообщения. Средний уровень также предполагает опору на текст или средства наглядности. Самостоятельный уровень – уверенное владение навыками говорения без поддержки учителя, опора на знания и компетенции учащегося.
Чтение – важнейший инструмент развития интеллектуальных способностей учащихся, пополнения словарного запаса, развития критического мышления. «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» — это высказывание В.А. Сухомлинского, в котором отражена важность развития навыков чтения, работы с текстом. В развитии навыков чтения выделяют три этапа работы, зависимо от роли и степени участия учителя в процессе чтения:
- совместное чтение;
- управляемое чтение;
- самостоятельное чтение.
При обучении русскому языку как второму важно научить детей осмысленному чтению с помощью постепенного перехода от совместного чтения к управляемому, а затем – самостоятельному. В средних классах основным видом чтения становится самостоятельное чтение, редко – управляемое, в работе со сложными текстами, в которых встречается большое количество новых слов и выражений, терминов, фразеологических оборотов, заимствованных слов, эмоционально-выразительной и разговорной лексики.
При работе с текстами целесообразны задания на составление различных планов: простой, сложный, вопросный, назывной, тезисный. Впоследствии планы могут использоваться для работы над свертыванием, развертыванием информации, пересказом, созданием графических органайзеров, письменных текстов.
Развитие навыков письма является самым сложным процессом, который осуществляется по принципу уменьшения роли учителя в создании учащимися письменных текстов: совместное письмо, управляемое письмо, самостоятельное письмо. В зависимости от цели обучения на конкретном уроке учитель выбирает тот или иной вид работы над развитием навыков письма у учащихся.
Совместное и управляемое виды письма эффективнее проводить в малых группах с дифференцированными заданиями. Дифференциация в этом случае возможна на основе диагностических срезов, данных формативного оценивания, по которым можно поделить учащихся на группы, например, группа учащихся, которые затрудняются в использовании изобразительно-выразительных средств в письменных работах и т.д.
Самостоятельное письмо – это уровень уверенного владения навыками создания письменных текстов. Учитель, в зависимости от цели урока, может подбирать задания с опорой на картинки, постеры, аудиовизуальный материал, графические органайзеры, например, «Гора истории», «Временная линия» и т.д.
Последовательная продуманная работа по развитию коммуникативных навыков в предварительно созданной коллаборативной среде – залог успешного изучения языка. В зависимости от целей урока, уровня владения языком, индивидуальных качеств учащихся учитель может формировать гомогенные или гетерогенные группы, организовать парную работу. Коллаборативная среда, в которой процесс обучения осуществляется посредством общения, способствует преодолению языкового барьера учащимися, взаимообучению и взаимоподдержке. Как сказал великий Конфуций: «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться»…
Таким образом, развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма способствует активному овладению языковым материалом, направлено на освоение учащимися речевых навыков и умений, необходимых для успешного обучения, общения. Следовательно, способствует формированию и развитию функциональной грамотности учащихся.
Карлыгаш Кемельхановна
старший преподаватель кафедры ППСОП
филиала «АО «НЦПК Өрлеу» институт повышения квалификации
педагогических работников по Жамбылской области
Список использованной литературы:
- Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь– 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», 2014 г.
- Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. — С.24-25.
- Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб.пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 480 с.