Home » Учебно-методические материалы » Разработка современного урока математики с применением Таксономий  Блума

Разработка современного урока математики с применением Таксономий  Блума

Как сказано в проекте Программы развития образования РК на 2010-2020 годы «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования, способная воспитать самостоятельную молодежь, которая сможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире и поднять экономику Казахстана до уровня развитых стран мира» Все это: переориентация на компетентностный подход, применение новых технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критический мыслящего, способного к саморазвитию и творчеству — говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога. Следовательно, для урока надо отобрать информацию, которая наверняка станет полезной в жизни или при изучении следующего материала. Следующий этап проектирования урока — подбор учебных заданий, которые должны отвечать следующим требованиям:

-ученик сможет их выполнить без помощи учителя или при минимальной консультации педагога;

-создать условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала;

-быть четкими, понятными для каждого ученика;

-быть немногословными;

-должны начинаться с глагола, описывающего, что ученик должен делать.

Хотите повысить эффективность ваших уроков для развития мыслительных навыков у ваших учеников? Вспомните о таксономии целей Блума.

В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков высокого уровня.

Таксономия – это учение о принципах и практике классификации и систематизации

Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.

  1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

  1. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Конкретные действия учащихся:

— объясняет факты, правила, принципы;

— преобразует словесный материал в математические выражения;

— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

  1. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Конкретные действия учащихся:

— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

— использует понятия и принципы в новых ситуациях.

  1. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Конкретные действия учащихся:

— вычленяет части целого;

— выявляет взаимосвязи между ними;

— определяет принципы организации целого;

— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

— проводит различие между фактами и следствиями;

— оценивает значимость данных.

  1. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Конкретные действия учащихся:

— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

— предлагает план проведения эксперимента или других действий;

— составляет схемы задачи.

  1. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

Конкретные действия учащихся:

— оценивает логику построения письменного текста;

— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Задания первых трех уровней должны быть под силу всем учащимся, если хоть один учащийся не выполнил задания трех уровней, то урок можно считать неудовлетворительным. Обязательно следует к уроку разработать задания всех уровней. Если никто из учеников не выполнил задания шестого уровня, то, возможно, объем предыдущих пяти заданий был велик. Если кто-то из учеников выполнил задание всех шести уровней, а урок еще не закончился, то надо иметь в резерве учебные задания шестого уровня.

После ознакомления с информацией учащиеся приступают к выполнению учебных заданий. Вся работа в классе осуществляется самостоятельно, придерживаясь следующих рекомендаций:

  1. При этом все ученики находятся в равном положении – одни и те же задания в одно и то же время.
  2. При работе на уроке учащиеся не должны мешать друг другу.
  3. При появлении вопроса, учащийся поднимает руку, и учитель подходит к нему.
  4. Выслушав вопрос, не спешите дать ученику ответ, а укажите ему, на что следует обратить внимание и где можно найти ответ на вопрос. Такая деятельность на уроке дает возможность ученику научиться «добывать» знания самому.
  5. Каждый ученик начинает с первого задания, работает на протяжении всего урока. Чтобы перейти к следующему заданию ученик поднимает руку, учитель подходит и определяет верно ли выполнено задание, и только потом ученик приступает к выполнению следующего задания. Можно использовать приемы взаимопроверки, использование «контролера» в малой группе и т.п.

 

Турмаханова Гульнар Раухановна.

учитель математики,

 средняя школа №24

г. Астана

Есильский район

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*