Интеллектуальная викторина
Цели и задачи: — воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности;
— формирование чувства гордости за свою Родину, историю и достижения казахстанцев;
— развитие лидерских качеств и культуры общения, стремления говорить на трех языках: казахском, русском и английском.
Участники: учащиеся 4-х классов
Оборудование: Фонограмма Гимна РК, слайды, карта Казахстана, флаг, герб, сигнальные карточки.
Ход мероприятия
- Вступительное слово стихи о Казахстане.
Родина моя — Казахстан!
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там радость так радость! Беда не беда.
Гостям в каждом доме рады всегда.
Родина матушка — слава тебе!
Вы спросите где это, я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
«Осы маған ұлы Отан,
Қасиеттi жер Қазақстан!»
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в преддверии предстоящего государственного праздника – Дня Независимости Республики Казахстан. В рамках празднования дня Независимости мы проводим викторину среди учащихся 8-х классов. Как и во всех играх у нас будет победитель, но я надеюсь, что мы с вами в ходе игры узнаем много нового и интересного о нашей Родине.
Проведение викторины делится на четыре этапа. Будет игра со зрителями. Первый этап отборочный тур. Здесь участники викторины отвечают на вопросы по истории и независимости Казахстана, во втором этапе участники отвечают на вопросы ячеек по истории Казахстана, о государственных символах, о президенте, по географии Казахстана и по казахской литературе, в третьем этапе проходит конкурс «Необычные имена», в четвертом этапе конкурс «Полиглот». В конце каждого этапа игру покидает участники набравшие наименьшие балл.
Прежде, чем начнется игра, все должны ознакомиться с правилами. В игре принимают участие учащиеся 8 классов, за игрой следят эксперты, и они же члены жюри. Викторина состоит из четырех этапов. Учащиеся отвечают на вопрос, предварительно подняв сигнальную карточку.
В состав жюри входят: __________________________________________________
Этап 1. Отборочный тур. Вопросы по истории и независимости Казахстана. За каждый положительный ответ зачисляется 10 баллов. Если участник не отвечает, то право ответа переходит к другому участнику, и он получает 10 баллов.
Вопросы первого этапа игры:
- Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября? (День языков)
2. Назовите знаменательную дату, которую отмечает Казахстан 1 декабря? (День Первого Президента)
3. Какой язык в Казахстане является государственным? (Казахский)
4. Основной закон государства? (Конституция)
5. Как называют знатока многих языков (Полиглот)
6. Наш Президент Н. А. Назарбаев поставил перед нами задачу говорить на 3-х языках, На каких? (Казахский, русский, английский.)
7. Птица, которая изображена на флаге? (Орел)
8. Священная книга у мусульман? (Коран)
9. Как называется верхняя сводная часть юрты? (Шанырак)
10. Государственные символы республики Казахстан? (Флаг, герб, гимн)
11. Город — центр по изучению космоса? (Байконур)
12. Первый летчик-космонавт Республики Казахстан? (Т. Аубакиров)
13. Национальное жилище казахов? (Юрта)
14. Что символизирует шанырак? (Шанырак — сердце герба, очаг, семья)
15. Казахский воин-герой? (Батыр)
16. Национальные спортивные игры? (Байга, кокпар)
17. Состязание акынов? (Айтыс)
18. Казахские народные инструменты? (Домбра, сыбызгы, кобыз)
19. Запах какой степной травы считается у казахов символом Родины? (Ковыль, степная полынь)
20. Мифологические скакуны, изображенные на гербе Казахстана? (Тулпар).
По итогам 1 тура игру покидают_______________________________
Пока учащиеся готовятся ко второму этапу
Этап 2. «Вопрос – аукцион». В данном этапе участники по очереди выбирают ячейку, в котором будут вопросы по истории Казахстана, о государственных символах, о президенте, по географии Казахстана и по казахской литературе. Дается 1 минута для размышления. Если участник не дал ответа, то право ответа переходит другому участнику? который первым поднял сигнальную карту.
История Казахстана:
100- К какой языковой группе относится казахский язык? (К тюркской)
200-Какое название носила первая столица нашей Родины? (Оренбург)
300-Кто из казахских ханов способствовал воссоединению казахских жузов? (Абулхаир хан)
400-Когда был принят Закон о государственной независимости РК? (16.12.1991 г.)
500-В каком году была введена национальная валюта – тенге? (Ноябрь 1993 года)
Государственные символы:
100-Что относится к государственным символам? (Флаг, герб, гимн)
200-Какое соотношение ширины флага к его длине? (1:2)
300-Что изображено у древка флага? (Вертикальная полоса с национальным орнаментом)
400-Кто автор государственного гимна? (Муз. Шамши Калдаяков.
Слова Жумекен Нажимеденов, Нурсултан Назарбаев)
500-Что символизирует изображенный на гербе – шанырак? (Отчий дом, очаг, мир)
Президент:
100-Имя нашего Президента? (Нурсултан Абишевич Назарбаев)
200-Дата рождения Н.А. Назарбаева? (6 июля 1940 год)
300-Какой благотворительный фонд возглавляет супруга президента? (Бобек)
400-Сколько дочерей у Н.А. Назарбаева? (три)
500-Сколько процентов избирателей поддержали Н. Назарбаева на первых всенародных выборах Президента РК? (98,7%)
География Казахстана:
100-С какими государствами граничит Казахстан? (Россия, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Китай)
200-Какова величина территории Казахстана? (3 млн.кв.м.)
300-Сколько раз можно встретить Новый год на территории Казахстана? (2)
400-Какой район нашей республики условно называют казахстанской Швейцарией? (Район Кокшетауских гор и озер)
500-В каком из городов Казахстана в свое время жили И.Крылов, А.Пушкин, Т.Шевченко, Л.Толстой? (Уральск)
Литература Казахстана:
100-Какое произведение и какого автора переведено более чем на 30 языков? («Путь Абая» М.Ауезова)
200-Создатель казахского литературного языка, классик казахской литературы? (Абай Кунанбаев)
300-Автор «Тернистый путь»? (Сакен Сейфуллин)
400-В числе его практических заслуг — открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке. Кто он? (Ыбрай Алтынсарин)
500-Закончи пословицу …Одна у человека мать — …… (одна и Родина)
Тот герой ….(кто за Родину горой)
Для Родины своей ….(сил не жалей)
Не будь сыном отца,….(а будь сыном народа)
По окончании 2 этапа викторины жюри подсчитывает баллы.
По итогам 2 тура игру покидает_______________________________
Пока учащиеся готовятся к третьему этапу пройдет игра со зрителями. Кто наберет наибольшее количество очков, получает приз.
Этап 3. Конкурс «Необычные имена».
В данном этапе участники должны ответить на вопросы, т.е. назвать их имена, предварительно подняв сигнальную карту, за правильный ответ с одного раза 100 баллов, с подсказкой 50 баллов.
- «Отец истории» — скажите, кого так называли? (Геродот)
- «Сабалак» — скажите, кого так называли? (Абылая)
- «Основатель степной Конституции», «Лигург степи», так его назвал
историк Левшин. (Хан Тауке) - Скифов он называл азиатскими саками (Геродот).
- Юрий Домбровский в своем романе «Хранитель древностей» говорил о нем так; «представить себе Алма-Ату без его построек невозможно» — о ком идет речь? (Андрей Павлович Зенков)
- «Его называли одним из талантливейших учеников Абая» — о ком
идет речь? (Шакарим Кудайбердиев.) - Её называли казахским соловьем» — о ком идет речь? (Куляш Байсеитова.)
- «Батыр казахских степей» — так говорили о ком? (Хаджи Мукан.)
По окончании 3 этапа жюри подсчитывает баллы.
Этап4. «Полиглот» — участник должен закончить пословицу, полученный ответ должны перевести на казахский, английский языки. Каждый игрок за полный правильный ответ получает – 100 баллов, баллы могут уменьшаться из-за неправильных переводов.
Пословицы
1. Дерево крепко корнями, а человек … (друзьями-дос-friend)
2. Кто за Родину горой, тот истинный … (герой-қаһарман-hero)
3. Родина -…, умей за нее постоять. (мать-ана-Mother)
4. Мой … — моя крепость (дом-үй-houm -house)
5. Человек без …. ,что соловей без песни.( Родина-Отан-Motherland
6. Родная …. — золотая колыбель (земля-туғанжер, ground)
7. Яблоньку за яблочки любят, а пчелку за … (мед-бал-honey)
8. Сила птицы в крыльях, сила человека в …(дружба-достық-friendship)
9. Для Родины своей ни сил, ни … не жалей (жизни-өмір-life)
10. Волков бояться — в … не ходить (лес-орман-тоғай-forest)
Подведение итогов. Награждение: слово жюри, учитываются итоги четырех туров, по количеству заработанных баллов определяется победитель.
Мун Анастасия Львовна,
учитель начальных классов,
КГУОШ № 16 им.А.Шарипова,
г.Алматы Алмалинский район