Перед современной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся. В концепции 12-летнего образования Республики Казахстан определена главная цель — формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В программе предполагается повышение научно-методического уровня преподавания, совершенствование методов, средств и приемов обучения, укрепление материально — технической базы школы.
Это отражается стремлением усилить роль игры как одного из важных средств обучения младших школьников, привлечь внимание всех учителей и руководителей школ к. совершенствованию средств обучения в этом направлении, сделать обязательным включение в уроки элементов игры и занимательных упражнений.
Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А. И. Лука «детские игры с их свободным полетом фантазии и в то же время с признанием каких-то сходств с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные педагогами, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству.
Созданная игровая творческая, поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные особенности и потребности младшего школьника в познавательной активности.
По мнению Д. Б. Эльконина, игра — важнейший способ развития детской инициативы, активности, формирование организационных качеств. «Мне кажется в детских коллективах очень широкое место должны занимать такие игры, в которых может проявиться инициатива ребят, в которых могут развиваться организационные навыки ребят». Д. Б. Эльконин отмечал, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Это высказывание свидетельствует о необходимости применения в школе дидактических игр, которые являются своеобразной формой от игровой деятельности к учебной.
Данные психологов А. Н. Леонтьева и 3. М. Истомина говорят о том, что в игре у детей лучше всего происходит развитие внимания и запоминания от непроизвольного к произвольному. А эти качества очень необходимы ребенку для успешного обучения в школе. Именно в дидактических играх могут уточнятся, расширятся, углубляться почти все программные знания, умения, навыки.
На современном этапе, данной проблемой занимаются такие педагоги как А.Р.Казакова, Г. Л. Зайцева, Н. И. Жикалкина, Р. А. Моро, Н. К. Ахметов, Ж.. С. Хайдаров и т.д.
Современная теория дидактической игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проведено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если оно включается в игру.
Педагогический успех игры обусловлен тысячелетним опытом игровой деятельности человека, в ней отражаются такие качества личности, как целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к постоянному совершенству и вера в собственные силы. Именно по этому игре синтезированы лучшие приемы и способы человеческой деятельности, реализована идея диалектического единства мысли и действия.
С дидактической точки зрения игровая форма обучения перспективна тем, что она не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, то что, есть и будет в теории и технологии обучения.
Анализ – научно педагогической литературы, передового педагогического опыта и результатов исследований позволяют сделать следующие выводы:
- вопросы теории и практики использования дидактических игр учащимися в процессе обучения не потеряли своей актуальности и требует дальнейшей творческой доработки;
- дидактическая игра одна из главных форм обучающего воздействия педагога на ребенка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок выполнял поставленную задачу;
- дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала;
- в дидактической игре создаются такие условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенной целью, приобретая собственный действенный и чувственный опыт;
- дидактическая игра позволяет обеспечивать нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию;
- в организации дидактических игр решающая роль принадлежит учителю. Необходима доброжелательность, благодаря которой и появляется сотрудничество, желание действовать и продвигаться вперед;
- необходимо знать возрастные особенности детей, так как зная их можно правильно подбирать дидактические игры;
- дидактическая игра должна быть посильной и служить максимальной активизации детей;
- дидактические игры дают возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивают участие детей с разным уровнем знаний;
- дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности младших школьников;
- дидактическая игра способствует значительному повышению эффективности урока. Усиливает его обучающее, развивающее и воспитательное значение.
Учебная дидактическая игра — это активная самостоятельная деятельность учеников над имитационным моделированием изучаемых правил и игровым моделировании деятельности. Таким образом, главными отличительными чертами этого вида учебных игр являются явно выраженная имитация реальности и исполнение роли человека в той или иной сфере.
О педагогическом значении игры и ее роли в психическом развитии ребенка написано много. Д.Б. Эльконин показывает, что при определении значения игры во главу угла не должно ставиться чисто дидактическое ее значение. При использовании игры в дидактических целях, пишет Д.Б. Эльконин, специфические черты ее как игры отходят на задний план. Смысл игры, ее значение для психического развития гораздо глубже. «Дидактическая игра вообще не есть упражнение. Ребенок, разыгрывая деятельность шофера, доктора, моряка, продавца, не приобретает при этом каких-либо навыков. Он не научается ни пользоваться настоящим шприцем, ни приготовлению настоящей пищи, ни взвешиванию товаров» . ».[5,250]
Таким образом, роль игры не сводится к усвоению конкретных умений. Смысл игры и ее значение гораздо глубже. В основе появления игры лежит, согласно Эльконину, «открытие ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями и отношениями».[5,248] Игровая форма учебной работы имеет следующие преимущества:
во-первых, игра — это активная деятельность и ученики проявляют работоспособность по изучению программного материала, которая проявляется в тщательном изучении учебников;
во-вторых, игра занимательна и ученикам интересно играть между собой, несмотря на усталость и эмоциональное напряжение. Занимательность учебной игры усиливается соревнованием между учениками, которое побуждает их к активной самостоятельности, к самоконтролю и самообучению в процессе игры;
Данные, полученные в ходе исследования подтвердили, что рациональное использование дидактических игр как средства обучения младших школьников, положительно влияет на осознанность и прочность усвоения знаний, умений и навыков. Учитель-практик Т. Ф. Торгашева говорит о том что появление интереса к обучению детей в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов [5, с. 10] Таким образом, дидактические игры должны занимать определенное место в начальном образовании в школе с обновленным содержанием образования. так как их использование положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, воображение), способствует формированию новой ведущей деятельности — учебной.
Горяева Марина Николаевна,
учитель начальных классов,
КГУ СОШ № 59 г. Караганды