ЭССЕ
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения. Таково официальное классическое определение урока. Во время первого этапа «Лицом к лицу» передо мной встал вопрос: Каким же должен быть современный урок? Образовательный процесс является основным процессом в системе образования, основополагающим его результатом выступает образованность ученика. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок – это часть жизни ребенка, жизнь, полная проблем и радости открытий.
Я считаю, что современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ребенка, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. До прохождения кембриджских курсов у меня было внутренне ощущение, что я на уроке могу дать детям больше, но не знала как. Теперь благодаря пониманию 7 модулей обучения и преподавания у меня сложилось четкое представление о своей работе. Я осознаю, что современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, урок должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, но в то же время соответствовать уровню восприятия каждого ученика. Я думаю, что каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт.
При разработке плана любого урока постоянно продумываешь о том, какие методы использовать, или какие формы работы применить, чтобы развить у учащихся мыслительные способности. Хочу привести пример одного урока на тему «Государственные символы Республики Казахстан» в 5 классе, который я разрабатывала с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы.
Интеграция семи модулей в своей практике способствует тому, чтобы ученики научились тому, как учиться, и, в результате, могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно выражать свои мысли и проявлять высокую компетентность в цифровых технологиях. При планировании урока я опиралась на определенные мною основные ключевые идеи применения стратегии критического мышления и новых подходов. При разработке урока, учитывая возрастные особенности детей, я сформировала следующие цели: Формировать у учащихся разностороннее представление о государственной символике Республики Казахстан. Показать её государственное и общественное значение. Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, формировать навыки коллективного обсуждения, развивать творческое, нестандартное мышление. Способствовать принятию личностью ученика государственной символики, как общественной ценности, воспитывать казахстанский патриотизм, уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и настоящему, к традициям народов нашей страны. Я ожидала, что в результате учащиеся будут знать государственные символы, их государственное и общественное значение. Ключевыми идеями были Флаг, Гимн, Герб Республики Казахстан.
В этом уроке я старалась внедрить все семь модулей Программы, и каждый модуль Программы я применила на различных этапах урока. Для орг. момента применила новые подходы в обучении, был проведен тренинг «А вы не знаете, что я…». Ребята узнали друг о друге что то новое. Я думаю что эти тренинги не занимая много времени способствуют созданию коллаборативной среды. Далее я поделила учащихся на 4 группы,класс небольшой в группах по 5 человек. Следующий этап опрос домашнего задания. Исходя из утверждения, что «дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию» (Руководство для учителя. стр. 167), на уроке организовала работу в паре, с целью создания условий для полноценного диалога. Для опроса я применила метод «учитель-ученик»,дети работали в паре,вели активный диалог. Сразу же заполняли индивидуальные оценочные листы,которые я раздала перед уроком. Далее я провела упражнение «ассоциация» (критическое мышление) на тему «символ». Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы достигнет, то обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому. (Руководство для учителя.стр.158). Учитывая выше сказанное, при постановке вопроса на уроках я выдерживала определенную паузу, а это способствовало тому, что слабый ученик начинал выдвигать свои идеи и вступать в диалог.
Когда все ребята высказали свое мнение, я назвала тему урока, и предложила посмотреть видеоролики которые подготовили ребята,это было опережающее задание на выявление талантливых и одаренных детей. Интервью, снятое на видео на тему «Государственные символы РК» подготовили две девочки Испанова Лейла (сильный ученик) и Супрунова Далиля (средний ученик). Лейла взяла интервью у своего папы, записав его на мобильный телефон. Далиля взяла интервью у своих сверстников в школе, эстетически оформила свою работу при помощи презентации. Вообще, Далиля меня приятно удивила своей активной работой, раньше она, выполнив минимум работы, всегда просила высокой оценки, а в период практики Далиля выполняла большой объем работы, и ее ни разу не интересовало, какую оценку она получит. Я думаю, что новые подходы в обучении показывают нам детей совсем с другой стороны, многих во время практики я открыла заново. Ребята просмотрели ролики, после чего я задала несколько вопросов по ним. Следующий этап это изучение материала представленного в учебнике. Ребята в группах должны были найти все новые слова и понятия и запомнить их. Несмотря на мои опасения, учащиеся легко справились с запоминанием новых слов и их значением, раньше на традиционном уроке я долго добивалась такого результата. На этапе закрепления я продолжила работу по саморегуляции («учить учиться»), дала задание по группам, работа с постерами:
1 группа -«Герб»
2 группа – «Флаг»
3 группа – «Гимн»
4 группа – «Символы нашего класса».
Дети самостоятельно познакомились с терминами,обсуждали,вели дискуссию и в результате создали постеры потом по очереди защищили свои работы. Во время их работы я увидела все типы беседы по Мерсеру. Согласно его исследованию, беседа является неотъемлемой частью диалогического обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты:
- Беседа – дебаты
- Кумулятивная беседа
- Исследовательская беседа (Руководство для учителя. стр.156).
Я считаю,что данная стратегия прекрасно развивает критическое мышление,способствует активному диалогу. На своих уроках большое значение я придаю диалогу, и сам предмет располагает к этому методу. Диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Руководство для учителя стр. 155) Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, я на своих уроках при использовании метода «диалогическое обучение» пыталась, чтобы в каждой группе был ученик, который своим умением рассуждать поддерживал диалог в группе.
Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
— позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
— помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
— содействует аргументированию учениками своих идей;
— помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (Руководство для учителя. стр. 155 ). Активный диалог получился при обсуждении значения государственных символов для каждого человека, для страны. Я задавала вопросы:
— Для чего нужны гос. символы стране?
— Где необходимо применение гос.символов? и др. Сначала ребята затруднялись с ответами, я старалась ободрить их, призывала их подумать, выдерживала пауза в 7 секунд. Потом вспомнили о таких школьных праздниках как «Первый и Последний звонок», где традиционно звучит Гимн, вынос Флага. Далее сказали об олимпийских играх, спортивных международных состязаниях, где победителям включают Гимн Родины. Далее пришли к выводу, что государственные символы это своего рода документы, как удостоверение личности у человека, только для государства. На уроке я через диалог старалась воспитать уважительное отношение к символике нашей Родины, формировать чувство патриотизма.
Так же критическое мышление и диалоговый подход на уроке применила в тот момент, когда мне у ребят нужно было определить и сформировать уже имеющуюся базу знаемого материала по теме урока, что осуществлял при помощи вопросов на различный уровень мышления.
На этапе рефлексии я использовала такой метод «2 звезды,1 желание». Для формативного оценивания ребята заполнили карточки обратной связи,где было и самооценивание и оценка лидера группы.
На этапе рефлексии я увидела, что я достигла поставленных целей урока. Подведя итог урока, я задала домашнее задание: запомнить важные даты, знать определение новых слов. Уметь пересказывать. Опережающее задание на выявление талантливых и одаренных детей. Сделать презентацию об Астане.
Таким образом, я считаю, что в проведенных мною уроках по одной теме я смогла внедрить все семь модулей Программы, и с помощью такого подхода к преподаванию я добилась, чтобы каждый учащийся смог проявить себя в том деле, которое получается у него лучше.
Я увидела, что внедрение новых подходов в обучении положительно влияют на учебную и эмоциональную сферу детей. Активное участие учащихся в процессе урока позволило мне раскрыть своих детей по-новому.
Галиева Алтынгуль Тугелевна,
учитель истории СШЛ № 27 г. Актобе