Home » Детский сад » Духовно — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Духовно — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

 

Духовно нравственное воспитание детей является одной из важных задач дошкольного учреждения.

Сегодня между людьми в общении большое распространение получают озлобленность и недоброжелательность. Причин такого поведения  достаточно много. Поэтому в современном мире духовно-нравственное воспитание ребенка является актуальным.

Культурные ценности, традиции семьи, малой Родины и страны закладываются в ребенке с раннего детства.

Дошкольное детство — это возраст вхождения ребенка в социальный мир. В этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, предметным миром, природой, происходит приобщение его к нормам поведения, общечеловеческим ценностям, культуре. И поэтому чтобы ребенок стал настоящей личностью надо с детства прививать ему любовь к своему народу и традициям. Каждый народ не просто хранит исторические сложившиеся традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить

историческую национальную самобытность. Приобщение к ценностям народной культуры должно происходить с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования. Оно должно быть направлено на воспитание уважения к семье, родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, национальным ценностям, страны и его происхождения, а так же уважение к представителям других национальностей, их культуре и обычаям.

Родители являются первыми воспитателями детей. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми. Именно в семье он осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относится к своим близким. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности работы которых, зависит успех процесса воспитания ребенка.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного к культурному наследию и чувства сопричастности к нему является приобщение детей к культуре и быту. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной деятельности. Знакомство ребенка с искусством родной страны развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду являются проводимые сезонные музыкальные праздники и выставки конкурсы: осенью: «Осенний сабантуй», выставка поделок из овощей и фруктов; зимой: «Независимый Казахстан», «Новый год», выставка красивая моя ёлка, «Масленица»; весной: «Поздравляем милых мамочек», «Наурыз собирает гостей!» «Никто не забыт и ничто не забыто»; посещение парка Победы, возложение цветов к Вечному огню.

Детей старшего дошкольного возраста знакомим с предметами народно-прикладного искусства, материалами из которых они сделаны. Ребята украшают предметы женского и мужского костюма, музыкальные инструменты, предметы быта казахского народа в рисунках и аппликациях.

Предметом познания народной культуры является и архитектура, как часть народного искусства. Дети получают новые знания об архитектуре Тараза, Астаны, Алматы. Также ребята знакомятся с культурным наследием древних архитектурных сооружений, несущих историческую ценность: мавзолей «Айша Биби», «Карахан». Знакомятся с пословицей «Работа хорошего мастера живет в веках». Человек умирает, а дело его остается жить, его берегут следующие поколения.

Совместно с родителями и преподавателями дополнительного образования приобщаю детей к устному народному творчеству. Знакомлю со сказками, легендами, пословицами, героическим эпосом казахского народа: «Легенда о домбре», «Жадный бой и Алдар Косе» и т.д.

Игра естественный спутник жизни ребенка, обладающий огромной воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы используем, как дидактические, так и народные. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни, труд людей, их быт, представление о чести.

Перед игрой рассказывается о культуре и быте того или другого народа (казахские народные игры «Кумис алу», «Тюбетейка», русские народные игры «У медведя во бору», «Гуси-лебеди»).

Дидактические игры выполняют огромную роль в формировании духовно-нравственных качеств детей. Чувства гордости вызывают у ребят игры с национальным колоритом: «Укрась юрту национальным узором», «Накрой дастархан», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты не правильно).

Игры по ознакомлению с родным городом направлены на формирование чувства любви к Родине, «Где находится памятник», «Собери целое», «Путешествие по городу».

В воспитании духовно-нравственных чувств используем много словесных игр «Ласковушки», «Поделись улыбкой», «Похвали соседа», «Корзиночка красивых слов», «Цветок счастья». Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям.

Игра «Улей». Дети садятся на стульчики – это улей. Предлагаю детям встретить пчелку, прилетевшую с мёдом. Ребята встречают «пчелку», радуются, благодарят ее, предлагают отдохнуть.

Игра «Утро в степи». Дети сидят на ковре. Воспитатель каждому ребенку говорит, кем он будет: зайчик, ёжик, змейка. Дети не проронив ни слова должны показать, как они просыпаются, утром приветствуют друг друга, что-то спрашивают.

Игра «Я твоя тень». Пара детей согласованно строят воображаемую башню, кормят птиц.

Игра «Оживи игрушку». Дети садятся на ковер. Воспитатель предлагает детям представить, как могут себя вести ожившие игрушки ночью. Эта игра проводится в форме пантомимы. Дети очень любят отгадывать после проведения игры кто какую игрушку изображал.

Вот так мы, используя разные дидактические, народные, словесные игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольников, надеемся достичь следующих результатов:

— целостность восприятия мира;

— устойчивость навыков поведения;

— стабильность психического развития;

— интерес к самостоятельному творчеству;

— формирование толерантности;

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

— формирование коллектива, где каждый самоценен.

Главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: стремление к добру и неприятие зла, милосердию, правдолюбию, любви к Родине.

 

Наживина О.В.,

воспитатель,

отдел образования акимата города Тараз

ГККП «Детский сад №42 «Жулдыз»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*