Home » Развивающий цикл » Создание художественного образа средствами музыкальной выразительности

Создание художественного образа средствами музыкальной выразительности

Цель урока: 

Закрепление и усовершенствование навыков создания и воспроизведения художественного образа при помощи выразительных средств музыки.

Задачи урока:

— раскрыть художественный образ различными музыкальными средствами;

— добиться певучего, кантиленного звучания в произведении;

— Научится вести динамическую линию для передачи характера       произведения;

-Воспитание дисциплинированности и приучение к труду.

Оборудование: фортепиано, ноты.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа над основной темой.
  4. Домашнее задание. Оценка.

1.Организационный момент:

Сообщение темы и цели урока.

2.Работа над развитием техники

Гамма  Соль мажор: прямое движение, аккорды.

  1. Работа над основной темой

  С. Кибирова «Күз» (Осень).

  Э. Григ «Кобольд».

Ход урока:

Музыка – искусство создания художественного образа путём организации средств музыкальной выразительности во времени. Среди средств музыкальной выразительности ( мелодия, лад, гармония, фактура, темп, метр, ритм, тембр, регистр, динамика, штрих и приём) первичными являются четыре: высота, длительность, тембр, динамика.

«Күз»

  Осень — одно из любимых времен года для композиторов, художников и поэтов.  Она так многогранна! Она то ласкает почти летним солнышком, то шумит холодным и грустным дождем.

Осень – долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьем, деревья сбросили листву, кругом грязь и сырость. Осень – это не только краски, но и особенные звуки и запахи. Каждому она  раскрывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то свое. Такие композиторы как: Чайковский, Вивальди и др. воспевали осень в своих произведениях. У каждого композитора осень своя, например Вивальди в своей осени показал жизнерадостное настроение, праздник урожая:

«Шумит крестьянский праздник урожая.

   Веселье, смех, задорных песен звон!»

У Чайковского несколько иначе, в ней он видел красоту русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание природы в канун зимы – это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. «Осень» Чайковского из цикла «Времена года» («Октябрь. Осенняя песнь») — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. «Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом осенней листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом», — писал Чайковский.

   У С. Кибировой осень по настроению схожа с осенью Чайковского, спокойная, вдохновляющая прогулка по осеннему лесу или парку, захватывающая каждую  ниточку души своей красотой. Пьеса написана в тональности «cmoll» в темпе спокойного шага, с длинной мелодической линией (лигой), звучит печально и очень певуче. Все внимание слушателя сосредоточенно именно на мелодии, ничто не отвлекает от неё, она покоится на бархатных аккордах аккомпанемента и являет собой чистейший образец мелодии с аккомпанементом. В средней части настроение сменяется, аккордовая фактура в правой руке и мелодия в левой создают ощущения беспокойства, словно ветер собирает тучи над головой и вот-вот дождь застанет нас в лесу… Но всё стихает, природа успокаивается и снова играет на струнах души своим великолепием.   Эту пьесу можно назвать исповедью души, вдохновленной красотой осенней природы. Она звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном.   

Работа в пьесе заключается  над певучим звуком и  считается самой кропотливой и тяжёлой! Для извлечения красивого и объёмного звука нужно использовать естественный вес руки, иногда вес тела, а при необходимости добавлять мягкий нажим рукой! Играя кантилену, нужно мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на другой, следя, чтобы каждый последующий звук возникал «без атаки».

«Кобольд»

Следующее произведение норвежского композитора Э. Грига «Кобольд». Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально. Преимущественно миниатюрист, ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму.

В ряде его произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд», «Танец эльфов» и др.).

Кобольды – в немецком фольклоре дальние родственники английских стуканцев. Они живут в шахтах и штольнях, отличаются гораздо злобным нравом, чем их родичи. Обожают устраивать камнепады и завалы, перерезают веревки, гасят лампы на шлемах шахтеров. Чтобы от них избавиться в шахтах развешивают ветки терновника. У кобольдов рыжие волосы и бороды, они малы как дети, но сильны и крепки, по желанию могут становиться невидимыми, а когда захотят – появляются перед людьми в виде коротышек в красных шапках. Мы же можем представить кобольда как гнома, или же прототип нашего домового, который очень любит пошалить.

Присущий Григу дар поэтической фантазии блистательно проявился в его знаменитой фантастической картинке «Кобольд» (ор. 71) .  Пьеса написана в тональности Ми бемоль минор, форма трехчастная. Какими средствами пользуется Григ для передачи образа гнома? Тональность носит элемент фантастики, много бемолей, много стаккато, смещение сильных долей за счет акцентов, использование низкого регистра. Стремительность темпа, контрастность динамики (преобладающее pianissimo с проблесками внезапного forte) и тонкая игра гармонических красок, все это создаёт впечатление сказочной таинственности. В средней части появляется тональность До мажор. Это часть получается светлой и игривой, как бы поиск доброты, но этого не получается, так как возвращается первая часть в главной тональности.

«Кобольд» произведение техничного плана, для того чтобы оно получилось, нужно заниматься развитием техники, играть гаммы, упражнения Ганона, далее мы расставляем штрихи и динамические оттенки «по своим местам» в медленном темпе, также вычленяем отдельно трудные места и работаем над ними отдельно.

Цель добиться яркой, эмоциональной и технической игры.

 

Литература:

  1. Бенестад Ф. Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. М.,1986г.
  2. Асафьев Б.В. Григ. М-Л., 1948г.
  3. Кремлёв Ю. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества.
  4. Александр Майкапар. По материалам журнала «исскуство».
  5. В.Б. Григорович. Великие музыканты Западной Европы, 1982 г.

Серикова Дарья Анатольевна,

преподаватель дополнительного

 образования по фортепиано,

ГККП «Школа искусств№1»,

город Астана.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*