Home » статьи » Урок-творчество учителя

Урок-творчество учителя

Что такое современный урок? Как сделать урок интересным? Как заинтересовать учеников? Эти вопросы задает себе учитель, наверное, каждый день, готовясь к новому уроку.

Что же такое интерес? Интерес-это не только умственная деятельность, осознание, понимание и работа воображения. А еще это сплетение интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновение воздействие друг на друга. Раньше считалось, что обучение должно строиться не на интересе, а на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Так как увлекательное обучение не способствует развитию воли, а ученик должен развивать волю и настойчивость. Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики — выучить и ответить. Безусловно, традиционный урок, как и любой другой, имеет много положительного, выполняет большую воспитательную функцию. Это урок, на котором мы все выросли, овладевали знаниями, умениями и навыками, и нас вроде бы все и устраивало. Но вот сегодня, на мой взгляд, традиционный урок теряет свою актуальность, он дает мало возможности для творчества, лишает ребенка возможности самому добывать знания, решать поставленные проблемы, иначе говоря, традиционный урок консервативен. Ученики превращаются в пассивных слушателей, Ученик пассивен, когда пишет с доски, когда слушает ответы одноклассников. А пассивность — основная почва скуки. А может и не стоит ничего менять, ведь столько лет учились, и учили детей, может все оставить, как есть? А как же время? Ведь оно не стоит на месте, общество развивается, меняется. А значит, и традиционный урок отходит в прошлое и нам, и нашим детям нужны современные уроки, актуальные. А какие же они должны быть?

Я, думаю, что урок должен быть интересным и для учителя, и для ученика. А что для этого нужно? Во-первых, приучить ребенка к самостоятельности, чтобы он действовал активно. Во-вторых, урок должен быть разнообразен, чтобы ученики не скучали. В-третьих, ученику необходимо привить понимание нужности, важности изучения данного предмета. В-четвертых, задания должны быть трудными, но посильными, потому что слишком легкий или слишком трудный материал не вызывают интереса учащихся. И в-пятых, урок должен быть ярким и эмоциональным.

Я работаю учителем русского языка и литературы в школе с нерусским языком обучения. Нашим ученикам сложнее овладеть русским языком, так как он не является им родным, и кроме школы у них нет другого круга общения. Поэтому на своих уроках я чаще даю домашние задания, в виде творческой работы. Почему, да потому что это дает возможность пробудить творческий интерес и активную поисковую деятельность учащихся. Например: найдите и запишите русские пословицы, соответствующие по смыслу данным узбекским (или казахским).

-Потихоньку далеко дойдешь, а с пляской скоро устанешь (Тише едешь, дальше будешь).

Сорвавшееся слово не догонишь и на скакуне (Слово не воробей — выскочит, не поймаешь).

Другое задание: подберите 5-6 слов, в которых все гласные «а», проверяя домашнее задание, я заметила, что многие ученики не останавливались на пяти-шести словах.

-Банан, караван, сарафан, кафтан, таракан, базар, и т.д.

«Добыть» нужные слова можно путем дописывания по памяти начатых учителем предложений. Например, при закреплении правописания не с глаголом:

-После драки кулаками ….

-Шила в мешке ….

— Слово не воробей — выскочит …. И такого рода заданий можно придумать очень много, главное, чтобы ученики с ними справлялись.

На мой взгляд, современный урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать. Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей. Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь. Если урок современный, значит он новый, не теряющий связи с жизнью, то есть актуальный, действенный, урок, на котором  педагог  работает вместе с учеником, сотрудничает, направляет детей, помогает, учит добывать учеников знания,  ставить и решать проблемы.

Я думаю, что современный урок — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес,  профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

И еще хотелось бы добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

 Хаитова Надирабегим Абдулазизовна,

учитель русского языка и литературы,

ОСШ №96 им. М. Ауезова

 

 

 

 

 

 

                                 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*