Home » статьи » Учитель. Каким он должен быть?

Учитель. Каким он должен быть?

 ЭССЕ

 Трудно привести к добру   нравоучениями, легко примером.    

                                          Сенека

В моей жизни не было проблем в выборе профессии. Кого благодарить за мое увлечение музыкой не знаю. То ли мою двоюродную сестру, которая  в мои неполных шесть лет посадила меня к инструменту и дала возможность прикоснуться к клавишам, то ли музыкального работника детского сада, чьих занятий я очень ждала… Но вот исполнилось мне семь лет, и родители повели меня в музыкальную школу. В тот год начать музыкальное образование не получилось, в приемной комиссии сказали, что способностей, заниматься музыкой, у меня нет.

Прошел год и мои родители предприняли еще одну попытку «сделать из меня музыканта». На мое счастье в нашем городе в 1969 году открывалась (первая тогда в Казахстане) детская хоровая студия. Педагог, которая меня слушала, была молоденькая выпускница нашего музыкального училища. Для нее это было начало педагогического опыта. Я стала одной из первых ее учениц. В жизни она стала для меня второй мамой, идеалом для подражания, человеком с большой буквы во всех ее ипостасях. Мы и сегодня не обходимся без звонка друг другу хотя бы каждый второй день. Она в курсе всех моих событий, надежный товарищ, самый главный эксперт и в личной жизни, и в работе. А тогда мой дед подарил мне ПИАНИНО. Красивый, черный, «важный», он стоял в большой комнате нашего дома…   и все началось.

К возрасту 16 лет проблем с выбором профессии не было вообще. «Я буду как Тамара Федоровна» — заявила я родителям, и стала.

Еще в детстве многие взрослые замечали сходство мое с Тамарой Федоровной. Не мудрено, ведь подражала я ей во всем. В нашем хоре «Арман» я была «адъютантом ее превосходительства», так меня называли в нашем коллективе. Главный принцип в работе учителя, я для себя определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Именно, так поступала Тамара Федоровна, этому научила и нас.

Мое детство было замечательным. Немногие могут похвастать тем, что стояли на одной сцене с Д. Д. Кабалевским, выступали на сцене «Дома союза композиторов», снимались в документальном фильме вместе с Г. Струве, получали автограф от Т. Попатенко и А. Пахмутовой, и многим другим. А в моей жизни это было.

Не только поездками по городам Советского Союза и многочисленными выступлениями на разных серьезных концертных площадках запомнилась мне жизнь в «Армане» (так называлась наша хоровая студия). Кроме поездок и репетиций у нас еще проводились различные мероприятия по разным поводам: в «вербный день» мы ходили за вербой, в масленичную неделю Тамара Федоровна обязательно приглашала нас к себе домой и угощала блинами (размещались на полу) и, конечно же, наши «капустники». А посиделки, в которых мы узнавали о художниках, композиторах, поэтах? О них нам много и интересно рассказывала Тамара Федоровна. А посещения концертов классической музыки, походы в театр на спектакли, балеты. Со всем этим я познакомилась в своей жизни, когда училась в хоровой студии «Арман». Эти воспоминания я пронесла через всю жизнь и сейчас, в моей работе, это очень помогает.

«Арман» — это вторая моя семья. Став взрослыми людьми мы не потерялись в жизни. Мы общаемся по интернету (с теми, кто теперь живет не в нашем городе), ну а с теми, кто остался жить в Уральске, конечно же, поддерживаем теплые отношения. И обязательно встречаемся за большим столом (из детства стало традицией) у Тамары Федоровны.

Я не часто меняла место работы (причины возникали с проблемами в обществе: закрывали детские сады, сокращали рабочие места в школе…), но всегда мне нравилось работать с детьми. Когда я работала в детском саду, мною была создана «концертная бригада» (детская), с которой мы часто выезжали с концертами к нашим шефам. Творческие идеи переполняли мою голову всегда. Были интересные проекты, но главный мой проект это вокальная группа «Арман».

В 2003 году судьба привела меня в ДМШ № 5. Татьяна Владимировна Шляхтурова (бывший директор школы) без особых расспросов взяла меня на работу преподавателем теоретических дисциплин и ритмики. Работа увлекла сразу. Работа с танцевальным коллективом, понятно, была интересней чем «сухие» уроки сольфеджио и музыкальной литературы. Сейчас вспоминаю то время с улыбкой. Мне ОЧЕНЬ хотелось сделать революцию в преподавании этих предметов. Музыкальная литература, да, интересно преподнести тему, прослушать музыкальный материал, НО сольфеджио…С того момента я всячески старалась внести в уроки сольфеджио то, что сделало бы их более увлекательными. Я стала придумывать разные формы, которые помогают мне и сегодня проявить интерес учеников к моему уроку. Тщательным образом планировала учебный процесс, постепенно перешла на другие учебники. Сегодня проблем с посещением «сухого» предмета сольфеджио нет.

В 2008 году в нашей школе возникла проблема — нужен преподаватель младшего хора. Моя квалификация по диплому позволяла работать с таким коллективом, и началась новая творческая работа, очень увлекательная и интересная. Достаточно скоро коллектив стал концертным. Встал вопрос о костюмах для него, чтобы выходить на концерты не в школьной форме. Пришла в магазин тканей, рассматривала разные варианты и остановилась на ткани в горох. Представила своих малышей в сарафанах разного цвета. Уже через месяц мои детки выбежали на сцену как цветные горошинки. В одном из концертов ко мне подошла руководитель одного из коллективов принимавших участие в том же концерте и спросила о том, как называется наш коллектив (названия у нас тогда не было), решение пришло мгновенно, и я ответила: «Горохи». Позже, давая интервью одному из корреспондентов местной газеты, на вопрос о планах коллектива я поведала, что хотела бы вывезти детей на фестиваль – конкурс на Славянский базар, но при этом попросила не освещать мою идею в прессе, были сомнения о реализации задуманного. Вопреки моей просьбе в статье «Детство в горошек» о планируемой поездке написали. Пути назад не было. Воплотить задуманное одна не решалась и призвала к содействию одну из наших преподавателей (она тоже была ученицей Тамары Федоровны Горбуновой) Байзуллину Джайран Жакыповну. Мою идею она поддержала. Началась подготовка. Это было в мае 2012 года.

Сразу нужно было решить ряд вопросов: во-первых, участвовать в международном фестивали от Казахстана с названием «Горохи» неправильно, во-вторых костюмы должны носить характер страны, из которой мы приедем, в-третьих весь состав младшего хора не подходил к такой поездке. Так родился новый коллектив в составе 12 детей. Название долго не придумывали. Я и Джайран Жакыповна вышли из коллектива, который назывался «Арман», такое же название мы дали и нашей группе. Быстро сшили красивые костюмы в бело – красных тонах, продумали репертуар, собрали родительское собрание, получили одобрение на задуманное нашей администрации и родителей и началась работа.

В течении месяца репетиции проводились два раза в день. Дети трудились с невероятной отдачей. Наши маленькие еще тогда несмышленыши сделали невероятное.

Наступил день выезда. Волновались все, но не передать того волнения, когда новоиспеченный коллектив (ему было тогда 34 дня) шел по площади Витебска в фестивальном шествии «Славянского базара» и отчаянно пытался перекричать многоликую толпу словами «Алға Казахстан!». А  на следующий день дети стояли на сцене перед серьезным жюри и изо всех сил старались быть достойными участниками конкурса. На победу мы не претендовали, но каково было наше ликование, когда мы узнали, что заняли IIместо!!!

Вернулись домой победителями. Это была первая наша победа.

1 июня 2017 года нам исполнится пять лет, а на нашем счету уже много серьезных побед: Iместо в Украине на международном фестивале – конкурсе «Планета MUSIC»и I место в республиканском конкурсе «Зажигайте сердца творчеством», который проходил в Боровом. И еще разные конкурсы в городах России и Казахстана. И каждый конкурс – это очередная победа.

Наш коллектив – коллектив единомышленников. Дружный, работоспособный, мобильный он не сразу стал таким. С рождения нашего Армана мы не расстаемся на долгое время. Летом каждый год мы совершаем поездки на фестивали. Летом 2014 года впервые выехали на гастроли в город Актау. У нас уже есть свои традиции. Мы вместе отмечаем дни рождения участников группы и руководителей, обсуждаем проблемы сообща, умеем сочувствовать, сопереживать, вместе переживаем неудачи. В апреле 2014 года дали свой первый сольный концерт, а в 2017 году большой юбилейный концерт, где выступали уже два коллектива: старший и младший составы группы Арман. В нашем репертуаре произведения советских и зарубежных композиторов, простых песен, и серьезных многоголосных хоров.

Совершая поездки, мы учились дружить, учились жить самостоятельно без мам и пап, не капризничать. Мы, руководители, имея большую ответственность за детей, часто, после того как дети уснут, обсуждая происшедшее за день анализировали, дискутировали, спорили. Мы, советуясь друг с дружкой, искали правильные пути в решении разных ситуаций. Ведь мы хотим, чтобы наши ученики были не только грамотными, но и воспитанными людьми.

“Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”. Так сказал выдающийся педагог  А. С. Макаренко. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Как бы я могла воспитывать в детях отвращение к сигаретам, если бы курила сама? Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда.

Каким должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем? Педагог, как врач – лечит, исцеляет пороки души. Педагог, как писатель, артист, художник, вдохновляет людей. Подавать положительный пример не так уж легко, ведь приходится в какой-то мере переделывать себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. Каждый из нас обладает недостатками, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Учитель должен стараться искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков, чтобы не привить их своим ученикам.

Мой урок… Иду к детям и как молитву твержу слова Августина Блаженного: “В главном – единство, в спорном — свобода, во всём — любовь”. Приветливая улыбка, доброе слово и прекрасная мелодия настраивают ребят на иной лад восприятия жизни, более возвышенный, поэтичный, благородный. И ведь слушают, и с увлечением слушают! И светлеют глаза — сами не ожидали!

Мечтаю видеть своих учеников рядом с собой всю жизнь как моя Тамара Федоровна. Очень люблю своих воспитанников. Приму любое участие в их жизни, когда они будут нуждаться в этом. Знаю, музыка не позволит вырасти им черствыми, равнодушными, злыми…

Бараева Ирина Владимировна,

 учитель музыки высшей категории,

 преподаватель теоретических дисциплин и хора,

высшей категории

 областной специальной школы-интерната

 для детей с нарушением зрения,

 ЗКО, г. Уральск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*