Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества. Вместе с этим источником враждебности между людьми становятся культурные различия. Возникают конфликты на межнациональной почве. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и в школы. Нацизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Потому формирование готовности быть толерантной личностью особенно актуально в работе педагогов. В связи с этим возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, сочетающей в себе этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межкультурному диалогу. Проблема поликультурного воспитания как аспекта педагогической деятельности, является одним из приоритетных направлений, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде.
Казахстан -многонациональное государство, где проживают более 130 национальностей. За короткий период независимости Казахстан стал полноправным и авторитетным членом мирового сообщества, происходит активная интеграция в мировое экономическое и культурное пространство. Глобальные процессы интеграции оказывают определенное влияние на казахстанскую молодежь. Она сегодня является участницей интенсивного образовательного, информационного и культурного взаимообмена. У современных казахстанских детей и в молодежной среде появились новые позитивные тенденции: повышение мотивов к получению качественного образования, усиление социальной активности, стремление к овладению новыми профессиями и информационно-коммуникативными технологиями. Наблюдается повышение интереса к истории своей страны, культуре и традициям, духовному наследию своего народа, на основе которых происходит рост национального самосознания. Идет процесс формирования нового казахстанского патриотизма, гражданственности, гуманистически ориентированного мировоззрения.
Главной целью воспитания является всесторонне и гармонично развитая личность на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Содержание образования сегодня содействует сохранению национальной специфики и этнического самосознания. Важной особенностью поликультурного образования Казахстана становится стремление войти в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия.
Перед образованием выдвигается сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Школьникам следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах. Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на межнациональной почве. И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями других народов. Следовательно, основным направлением деятельности педагогов в формировании поликультурной личности является социализация школьника, способной сочетать в себе национальное достоинство с общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп.
Сегодня школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности.
Поликультурное воспитание – это жизненная необходимость. Это сложное и многоаспектное понятие, обозначающее целенаправленный педагогический процесс приобщения подрастающего поколения к этнической и мировой культуре, нравственное и гражданское воспитание молодежи, формирование готовности и умения жить в дружбе в многонациональной среде.
Педагогические коллективы общеобразовательных школ опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в их школах, стремятся создать такую поликультурную образовательную среду, которая способствует становлению социально активной творческой личности. Создание такой модели воспитательной работы позволяет повысить потенциал всей воспитательной работы в школе, помогает учащимся не потерять своей национальной самобытности, раскрыть им глубину исторического опыта, бережного отношения к природе, своей культуре, традициям, а также воспитать у школьников чувство уважения к уникальности и неповторимости своей социокультурной среды.
Воспитательная работа в школах ведется по направлениям:
1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;
2) духовно-нравственное воспитание;
3) национальное воспитание;
4) семейное воспитание;
5) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
6) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;
7) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
8) физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Педагогические коллективы работают над созданием условий для развития духовной культуры на основе национальных традиций и обычаев, формирование межэтнической толерантности, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечение культурного диалога представителей различных национальностей. Они содействуют построению равноправных отношений со сверстниками, которые основаны на взаимопонимании, взаимооценке, различных формах общения; формируют патриотические чувства: любовь к Отчизне, родному краю, где родился и вырос, чувство гордости за свой народ; изучаются обычаи и традиции разных этносов; приобщают учащихся к культуре родного края, традициям села и школы; формируют культуру межнационального общения, воспитывая в духе мира и ненасилия, толерантности.
Формирование толерантной личности в полиэтнической среде идет через воспитание на народно–педагогических и национально-культурных традициях, учащиеся приобретают навыки общения и жизни в условиях диалога культур и народов, межнационального общения, стремление к саморазвитию и самообразованию, к обогащению своего духовного и морального потенциала. Педагоги пробуждают интерес у учащихся к культуре своего народа, а также других народов.
На занятиях и во внеклассной работе идет формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде. Реализуется в рамках программы «Самопознание», в проведении уроков мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине, организуются дебатные, дискуссионные клубы, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции; различные конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. А также краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства, науки, ветеранами войны и труда и т.д.
Большую роль в становлении школьников играет работа детских и молодежных движений. Классные руководители проводят беседы, лекции, семинары, тренинги, круглые столы, конференции; распространение информационно-правовых материалов; организацию «служб доверия», акции «Я и закон», «Мы против коррупции – против предательства интересов общества» и др.
Вся эта деятельность направлена на формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субьекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.Таким образом, ведущим принципом поликультурного воспитания является гуманистический, около которого группируются принципы культуросообразности, поликультурности, творчества и социально – ценностный. Данная совокупность принципов определяет содержание, формы организации, построение процесса воспитания поликультурности учащихся.
Становление поликультурной личности представляет собой последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая.
Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно – пространственной среды. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка.
Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Воспитание поликультурности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее общества, государства.
Формирование этнокультурологической компетентности и воспитания этнокультурных отношений является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.
Ермухамедова Ж.Е.,
ст. преподаватель кафедры
«Воспитание и социализация
личности» Филиал АО «НЦПК
«Өрлеу» ИПК ПРАО»