Учащийся не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь»
Дени Дидро
Перед системой медицинского образования Казахстана поставлена цель — повышение качества подготовки медицинских кадров, в том числе медицинских специалистов среднего звена, конкурентоспособных на рынке труда. Новые требования, предъявляемые к выпускникам колледжей, предполагают внедрение форм и методов работы, повышающих качество учебного процесса. Современная парадигма образования поддерживает стремление студентов к поиску знаний, росту творческой активности, предусматривает повышение самостоятельности студентов и предопределяет смену приоритетов. При этом самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы. В.И. Загвязинский, считает, что именно СРС «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования» в условиях быстрого обновления знаний. Поэтому важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их освоения, осознавали, что самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности и становится подлинным достоянием личности
Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки, развить мышление, но и обучить студентов формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование целостной системы знаний по предмету «Нормальная анатомия» как основной базы развития клинического мышления будущих медицинских работников недостижимо при пассивном восприятии информации. Требуется активная самостоятельная работа обучающихся, которая начинается еще с лекционных занятий.
Лекция-беседа и лекция с элементами проблемного обучения ставят цель разбудить мысль, интерес к изучаемому материалу. Поэтому их логическим продолжением будет самостоятельное изучение материала. Структурными компонентами любой самостоятельной работы являются следующие:
а) содержательный компонент, который включает в себя выделение познавательной задачи и целей учебной деятельности;
б) процессуальный компонент, включающий подбор и определение адекватных способов обучения студентов;
в) мотивационный компонент предусматривает развитие потребности в получении новых знаний.
Преподаватель должен придерживаться следующих приемов при организации самостоятельной работы обучающихся:
- постановка целей учебных занятий;
- постановка наводящих вопросов,
- стимулирующие приемы путем современной и регулярной проверки и оценки выполняемой работы и поощрений.
Самостоятельная работа у обучающихся нового набора по предмету «Нормальная анатомия», особенно в начале изучения предмета, вызывает ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации к новым формам обучения, поэтому наша задача как можно более облегчить этот процесс и постепенно прививать навыки самостоятельной работы. Эта проблема наверняка знакома всем преподавателям.
Выделяют 2 вида самостоятельной работы:
— аудиторная самостоятельная работа включает, в первую очередь, практические занятия, лабораторные работы, практические задания, составление опорных конспектов и логических схем, таблиц (особенно по темам, где нет лекционного материала — скелет таза и нижних конечностей, мышцы головы и шеи и другие), выполнение рисунков по всем темам, изучение материала при работе с наглядными пособиями, таблицами, муляжами, планшетами, оформление протоколов практических занятий, написание выводов по пройденному занятию. Во время такой самостоятельной работы у преподавателей есть возможность уделить внимание слабым студентам, оказать им помощь, скорректировать их деятельность
— внеаудиторная самостоятельная работа включает выполнение домашних заданий, подготовку реферативных сообщений, докладов, самостоятельное изучение темы с использованием учебной и справочной литературы, работу с периодическими изданиями, поиск практических примеров в нормальной анатомии, составление кроссвордов, таблиц, составление ситуационных задач, изучение видеоматериала, подготовка презентаций.
Самостоятельная работа требует определенного методического и дидактического обеспечения. С этой целью, и с целью систематизации деятельности обучающихся, для каждого практического занятия разработаны инструктивные карты, в которых содержатся цели занятия (в них указываются необходимые знания, умения, навыки) в зависимости от изучаемой темы и сложности материала, указаны практические задания, упорядочивающие работу студентов.
Например: Задание №1: Ответить на контрольные вопросы, уровень сложности которых может быть разным (обычно вопросов 10, которые позволяют выяснить подготовку к занятию).
Задание №2: Зарисовать изучаемый орган по теме или части тела с обозначением составных частей и анатомических образований с латинской терминологией.
Задание № 3: Изучить латинскую терминологию (это связано с тем, что по некоторым темам нет лекций, и анатомическую терминологию приходится изучать самостоятельно). Для этого она пишется в инструктивных картах или используется другой раздаточный материал. Особенно это касается таких тем, как «Остеология», «Миология», «Сердечно-сосудистая система».
Задание № 4: Решить ситуационную задачу или практическое задание для приобретения какого-либо навыка, например, измерить АД, определить границы сердца на грудную клетку, отметить на рисунке места выслушивания клапанов, собрать и охарактеризовать плечевой сустав, локтевой сустав.
После всех выполненных заданий студенты анализируют свою деятельность, подводят итоги и записывают выводы в тетрадь.
Но иногда, в зависимости от темы в инструктивных картах указывается задание составить опорный конспект или логическую схему. Например, составить схему классификации соединительной ткани или составить таблицу по основным группам мышц и осуществляемым ими движениям.
По очень сложным темам — «Сердечно-сосудистая система», «Нервная система» предлагается составить схемы кровоснабжения головного мозга, кровоснабжения желудка, кишечника, верхних и нижних конечностей или схему желудочков головного мозга.
Для развития творческой активности обучающихся широко применяю внеаудиторную работу. Это, прежде всего, подготовка видеопрезентаций, реферативная деятельность с последующим кратким выступлением, составление кроссвордов.
Применяются индивидуальные домашние задания, которые позволяют обучающимся работать в соответствии с уровнем своей подготовки и содействуют развитию способностей. Например, успевающим на «хорошо» и «отлично» предлагается написать размышление по теме «Строение сердца» на такой вопрос: «Почему в правом отделе сердца трехстворчатый клапан, а в левом двухстворчатый клапан?» или «Что является скелетом сердца?». Прямого ответа нет ни в одном учебнике и для того чтобы разрешить этот вопрос требуется самостоятельная работа с дополнительной литературой. Для слабоуспевающих — параллельно задается другое самостоятельное задание: «Составить схему венечного круга кровообращения» или написать в практическую тетрадь о значении клапанного аппарата. Такая самостоятельная работа направлена на формирование у них умения самостоятельно добывать и пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.
Самостоятельная работа – основа для организации дальнейшего самообразования будущих медицинских работников среднего звена. Самостоятельная работа содержит в себе потенциал для активизации внутренних познавательных мотивов студента к приобретению новых знаний и его стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию. Помимо того, что самостоятельная работа активизирует работу студентов, она обладает еще одним важным достоинством – носит личностно-ориентированный характер. Выбирая оптимальные формы организации самостоятельной работы, преподаватель должен стремиться обеспечить максимальную мотивацию студента, для этого необходимо точно определить объем задания и рассчитать оптимальное время на его выполнение с учетом индивидуальных возможностей каждого студента.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учебное пособие для студентов вузов
- В.И Загвязинский, – М: Академия, 2001.– 192 с. Захарова, Е.В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе
- Е.В. Захарова // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. Аспирантские тетради. – 2007. – № 3. – С. 281-284. профессиональной деятельности.
Е.Г. Терре,
преподаватель анатомии
КГП на ПХВ
«Северо-Казахстанский медицинский колледж»