Home » Детский сад » Художественно-эстетическое направление в детском саду

Художественно-эстетическое направление в детском саду

 

 Известно, что в этом возрасте у ребенка создаются предпосылки для развития восприятия красоты окружающего мира, формируются первичные навыки использования изобразительных материалов, с помощью которых он может проявить свое отношение к нему.

Создавая изображение, ребёнок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих достижений».

Рассмотрим особенности организации изобразительной деятельности в группе дошкольного возраста (4-6 года). Известно, что рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учёте психологических и физиологических особенностей детей 4-6 лет рисование может стать одним из любимых занятий детей. При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Воспитатель обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т.п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий. Следует вспомнить и о другом виде изобразительной деятельности – лепке.

«Лепка – создание объёмных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других» (Е.А. Янушко).

Поэтому в рамках реализации проекта, на занятиях лепки с детьми, мы стараемся использовать различные пластичные материалы: пластилин, солёное тесто, в том числе окрашенное в основные цвета, если удаётся, то во время прогулки используем снег.

В ходе обследования детей нашей группы в начале учебного года выявлено, что наблюдается низкая степень мотивации к изобразительной деятельности; низкая степень самовыражения эмоционального состояния во время реализации образовательных задач художественно-эстетического направления. Выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы, реализуемого проекта «Это нам интересно», который направлен на решение проблемы, выявленной в ходе обследования и наблюдений за детской деятельностью.

Главной целью проекта является: создание условий психологического комфорта и стимулирования интереса детей раннего возраста (2-3 лет) к изобразительной деятельности, как предпосылок  художественно-эстетического развития личности ребёнка.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

1.Вызывать у детей интерес к рисованию и лепке (развитие эмоций и фантазии, чувства цвета, мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги) через создания благоприятных условий для ребёнка, где бы он мог изобразить то, что интересно и эмоционально значимо для него.

2.Подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии т.п. могут что-то изображать; поддерживать попытки ребёнка сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми ему объектами окружающего мира (предметами, животными и др.); побуждать детей вносить дополнения в рисунки и вылепленные изделия.

3.Создать условия для совместной и самостоятельной изобразительной и творческой деятельности детей раннего возраста путем обогащения центров предметно-развивающей среды группы (рисования и лепки, центра воды и песка).

4.Определить уровень развития творческих способностей родителей воспитанников группы и уровень их педагогической компетенции в вопросах развития предпосылок у детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Для реализации проекта был разработан план работы по трём направлениям:

1.Организация образовательной деятельности с детьми;

2.Обогащение предметно-развивающей среды группы;

3.Активизация роли родителей в жизни ребёнка в группе.

В ходе реализации плана работы нами использовались различные приёмы, методы и формы работы, направленные на развитие интереса к продуктивным видам деятельности, как предпосылок творческого развития личности ребёнка.

Известно, что пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу т доводить её до конца. Именно при работе с пластическим материалами появляется уникальная возможность изготовления объёмных поделок. Реализуя задачи эстетического развития, мы на занятиях лепкой предлагаем детям тесто различных цветов, разные виды пластилина, основ для пластилиновых картинок. Стараемся, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным, подбираем различные предметы и игрушки, и материалы для обыгрывания поделок на занятии в соответствии с темой. На обобщающих занятиях стараемся помочь малышам путем рассматривания наглядных пособий и материалов увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же пластилиновой картинки или поделки.

Этот же принцип мы используем на занятиях рисования. Например, в работах с разным изобразительным материалом прослеживается одна и та же тема «Снег идет» (материал: бархатная бумага, аппликация деревьев, вата снег), белая гуашь – снег по голубому тонированному фону, а деревья или другие предметы – аппликации.

Особое место в организации детской деятельности занимает обогащение предметно-развивающей среды для организации продуктивных видов деятельности. Поэтому в рамках реализации проекта, нами были пополнены центры:

1.Воды и песка; где дети могут снять психоэмоциональное напряжение; выполнить действия по развитию мелкой моторики и развитию координации движений рук, и в целом, получить удовольствие от контакта с водой и песком.

2.Условия центра изобразительной деятельности позволяют ребёнку в удобное для него время использовать изобразительные материалы для удовлетворения личных потребностей в самовыражении.

В группе оформлено специальное место для размещения детских работ, продуктов детского творчества. Дети могут дополнить свои работы в течение дня при необходимости.

Осваивают приёмы работы с ножницами (режут цветную бумагу, цветные страницы журналов, газет…).

Мольберт используем для дополнения работ по аппликации, оформляем коллажи, фризы и др.

Организуя работу с семьёй в рамках проекта «Это нам интересно», воспитатели группы строят её в трёх направлениях:

1.Изучение возможностей семьи путем анкетирования, опросов, тестирования родителей.

2.Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды группы через изготовление и ремонт пособий, игрушек, атрибутов, материалов, пошив костюмов к праздникам, развлечениям.

3.Психолого-педагогическое просвещение родителей путем привлечения их к участию в родительских собраниях группы и ДОУ, тематических заседаний «Клуба родителей», подготовку тематических папок-передвижек на основании запросов родителей, выявленных путём анкетирования, консультации воспитателей и специалистов ДОУ.

Анализируя полученные в ходе контрольных наблюдений результаты реализации задач проекта, можно отметить, что предполагаемый результат будет, достигнут к маю 2012 г., т.к. наблюдается положительная динамика по всем определённым критериям для анализа реализации проекта.

Итак,  вышесказанное позволяет  предположить, что в группе раннего возраста уже сегодня создаются условия, способствующие успешному внедрению ФГТ в дальнейшем, т.е. при переходе детей в группы дошкольного возраста (с 3 до 7 лет).

 

Список литературы:

  1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 64с.
  2. Е.А.Янушко «Лепка и рисование с детьми 2-3лет». Конспекты занятий- М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011-56с.: цв.вкл.

3.Мир раннего  детства: пособие для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитания и развития детей от одного года до двух лет / Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.С.Голубева и др.- М, 2005 г.

  1. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трёх лет: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. – М.: Детям XXI века, 2006 г.-60с.

5.Программа «Радуга» Т.Н.Доронова, «Просвещение», М., 2005г.

6.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – 2011. – 52с.

Елупанова Багдад Туяковна,

воспитатель

ГУ Специальной (коррекционной)

дошкольной организации

№10 «Алма» для детей с нарушением речи

 города Актобе

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*