Размышления учителя русского языка и литературы Исаковой Мейрамгуль Сериковны
К написанию этой статьи-размышления побудил коллективный призыв учителей-литераторов, которые уже отчаялись научить школьников читать. Нет, не буквы складывать, а научить читать вдумчиво и полюбить этот непростой процесс.
Что же, можно ответить сразу и честно: есть такой рецепт и очень действенный. Рублем, материальной заинтересованностью можно заставить нынешнего школьника выучить монолог Гамлета на пять баллов. Посулить ему престижную работу в будущем, положение в обществе или, на худой конец, ценный приз сегодня, и слова принца датского вместе с письмом Татьяны навсегда отпечатаются в мозгу соискателя всех этих благ.
Это в том случае, если хотите добиться своей цели быстро и надежно, по-современному. Если же вы – любитель трудных дорог, то существует другой, полный трудностей, ошибок и сомнений путь.
Есть только один способ увлечь молодого человека чтением – это стать самому активным читателем, настолько активным, чтобы это начало удивлять окружающих. Да, именно! Не побояться стать странным, смешным. Влюбиться в Наташу Ростову так, чтобы начать писать ей письма. Выучить наизусть весь маршрут детей капитана Гранта, а заодно и португальский язык вместе с Жаком Паганелем. Только после этого вы сможете увлечь весь класс за собой в то необычное путешествие, которое называют чтением. Ведь ребенок – очень строгий зритель, и он ни за что не поверит, если вы будете неискренни хоть на секунду. Солгите одним только взглядом – и все. После этого контакт потерян, и восстанавливать его придется всю оставшуюся жизнь с непредсказуемым результатом.
Здесь не зря произнесено слово «зритель». Урок литературы — это по сути своей не урок. Он не похож на урок математики или физики, химии или даже русского языка.
А настоящий урок литературы представляется таким: учитель перестает быть обыкновенным человеком, он перевоплощается в Актера. Да, именно Актера – с большой буквы. Класс становится сценой волшебного театра, а ученики занимают здесь единственное оставшееся вакантное место — зрителя. Гаснет свет, поднимается занавес и на сцене стремительно начинает развиваться действие. Горит Рим, палят пушки под Аустерлицем, и Алёша Карамазов учит нас доброте. Не пугайтесь, никто не призывает вас наряжаться Нероном или Кутузовым. Для начала «зажгите» класс любимым произведением. Выберите место в книге, на котором вам хочется смеяться или плакать. Обязательно такое, где ваша душа сжимается от восторга и непременно хочется донести каждому свой восторг. И доносите! Не жадничайте. Поделитесь «с ними» сокровенным. Думаете не оценят? Кто-то может и нет, но остальные не останутся равнодушными, потому что ваши эмоции их обязательно заразят. Большинство поверит вашим горящим глазам, слезам, смеху. Только не равнодушию и казенщине. И пусть о вас тоже скажут: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?». Пусть крутят пальцем около виска. Разве же не стоит ваших слёз этот единственный, обращённый в истинную веру, из всего племени потребителей девятого «Б», моего самого сложного, но не менее любимого, класса? А ещё мне вспоминается из далёкого детства моя учительница, которая всю дорогу домой из школы рассказывала нам очередную прочитанную книгу и специально останавливалась на самом интересном месте, чтобы мы прочли сами до конца. И мы бежали в библиотеку, становились в очередь за этим шедевром, чтобы быстрее прочесть и уже самим рассказать продолжение…
Вы, конечно, скажете: а план по валу? Нам отчеты сдавать и планировать. Лицедейство тут разводить не к месту. И вообще — программа…
А раз не к месту, то и получайте своих предсказуемых потребителей… Читайте вместо Достоевского и Толстого надписи в лифтах, потому как на большее ваши выпускники-отличники, выбросившие учебники сразу после экзамена, не способны.
Вернемся же к «театру». А вот и действие второе. Горящие жадные глаза говорят вам: «Возьмите нас с собой». Прочь сомнения! В вашей труппе всем есть место. И актеров на сцене становится больше. Вот вы уже вместе с новобранцами разыгрываете третий акт бессмертной шекспировской трагедии. Действие третье. Идеально — утопическое, но от этого не менее желанное. Все горят и жаждут. Даже тот — с парты у окна. И пусть языком он беден, но «сцена» дает ему то, что отняла семья, компания и, может быть, природа: слова и мысли Пушкина и Тургенева, Гашека и Киплинга. Он уже тайком читает. Боится — засмеют. Пока непривычно. Но скоро. Может быть, с вашей помощью он сам станет миссионером и понесёт слова истины тем, кто «заблудился» в жизни.
Значит, вы не зря прожили жизнь и этот учебный год.
Исакова М.С.,
учитель русского языка и литературы
Карасуской средней школы
Карасуского района
Костанайской области