Home » статьи » Этнокультурная компетентность дошкольника часть программы «Рухани Жаңғыру»

Этнокультурная компетентность дошкольника часть программы «Рухани Жаңғыру»

                                                                              Что значит слово «Родина» для нас?

                                                          На карте точка, там, где ты родился?

                                                                Деревня, город, область, край?.. Подчас,

                                                       То место, где на свет ты появился!

 

«Казахстан вступил в новый исторический период.

В этом году своим Посланием напомнил о начале Третьей модернизации Казахстана. 
Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики.
Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира». Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил внедрить программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку — «Туған ел». Своим видением Лидер нации поделился в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. «Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?»

В этих  словах есть большой смысл.  Почему малая родина? Человек — существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина — это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно.

Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям — это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов», — пишет Нурсултан Назарбаев в своей статье, опубликованной в газете «Казахстанская правда». Как отмечает Президент, на протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. «Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»?

С чего начинается Родина? С места рождения человека. Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма — это изучение истории родного края. Когда, в каком возрасте.  необходимо начать эту работу? Педагоги и психологи доказали, что лучшее время для воспириятия нового это-  детство, дошкольный возраст. Именно детские впечатления остаются с человеком на всю жизнь.

«Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании», — пояснил Елбасы.

Программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма. От малой родины начинается любовь к большой родине — своей родной стране (к Казахстану)», — подытожил Н. Назарбаев.

Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Рухани жанғыру» пишет о том, что маштабные преобразования  в экономике, политике, в обществе в целом должны  сопровождаться  модернизацией общественного сознания граждан Казахстана.  Президент в своей статье делится видением как нам сообща построить новое будущее, чтобы стать нацией сильных и ответственных людей. Первое  слагаемое  модернизации новой эпохи  – возрождение национального сознания казахстанцев.  Это заключается в сохранение своей самобытной культуры, национальных обычаев и традиций, корни которых уходят глубоко в древность. Это знание истории родного края, воспитание молодого поколения на примере героических  подвигов наших предков, которые в разные периоды истории проявляли  самоотверженность и доблесть.  Патриотизм – это  любовь к родному очагу,  к своей малой Родине, а в широком понятии слова любовь к своей Отчизне,  стране, в которой мы живем. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма

Любовь и интерес к родному краю и селу, в котором мы живем, уважение к людям, живущим в нем, которые, является гордостью родного края. Вот уже несколько лет, прививаем своим воспитанникам, маленьким гражданам чувство любви и гордости за свой край, через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки   беседы, сопровождаемые медиапрезентациями достопримечательностей, фотовыставками,  где представлена природа  нашего края. Такие формы работы  способствуют формированию у детей представлений о родном крае, особенностях его основания, истории, развитию интереса к культурному наследию края. Безусловно, на этапе дошкольного детства невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптированными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребенку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает изначально в семье, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведенью, делая ее более приближенной и систематичной к реальности.

Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих  представлений. Потому-то краеведческие знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого.

В связи с этим краеведческое образование получает новое  обновление и развитие, становится неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада.

Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходима связь с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый поселок, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

«У кого единая Отчизна – у тех  единое сердце, единые устремления»- считает Президент. И я согласна с лидером нации в том, что пока каждый житель Казахстана не осознает себя частью своей страны, не почувствует принадлежность к единой и великой нации, не проникнется верой в ее будущее, не будет у нас движения вперед.

Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»? «У кого единая Отчизна – у тех  единое сердце, единые устремления»- считает Президент. И я согласна  с лидером нации в том, что  пока каждый житель Казахстана не осознает себя частью своей  страны, не почувствует принадлежность к единой и великой нации,  не проникнется верой в ее будущее, не будет у нас движения вперед».

Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер» в системе дошкольного воспитания и развития?

Внимательно изучив программу «Рухани Жанғыру» сделала для себя важный вывод: необходимо разработать дополнительный материал, который бы отвечал требованиям программы по изучению родного края с детьми дошкольного возраста.

В связи с этим целью моей педагогической деятельности  стало: содействие ознакомлению детей с историко-географическим, культурно-национальным, природно-экологическим своеобразием родного края.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала.

Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае и создание условий для самостоятельной и работы с краеведческим материалом детей и взрослых. Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития целостного отношения к родному краю.

«В мире есть немало мест, где человек может заработать на хлеб, найти занятие по душе и добиться высокого положения в обществе. Но что все это по сравнению с глотком воды, испитой на земле своей Отчизны?!».

Есеналина Сауле Тукуновна,

ГККП Детский сад «Балауса»,

Костанайская область,

Мендыкаринский район

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*