Что значит слово «Родина» для нас?
На карте точка, там, где ты родился?
Деревня, город, область, край?.. Подчас,
То место, где на свет ты появился!
«Казахстан вступил в новый исторический период.
В этом году своим Посланием напомнил о начале Третьей модернизации Казахстана.
Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики.
Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира». Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил внедрить программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку — «Туған ел». Своим видением Лидер нации поделился в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. «Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?»
В этих словах есть большой смысл. Почему малая родина? Человек — существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина — это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно.
Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям — это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов», — пишет Нурсултан Назарбаев в своей статье, опубликованной в газете «Казахстанская правда». Как отмечает Президент, на протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. «Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»?
С чего начинается Родина? С места рождения человека. Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма — это изучение истории родного края. Когда, в каком возрасте. необходимо начать эту работу? Педагоги и психологи доказали, что лучшее время для воспириятия нового это- детство, дошкольный возраст. Именно детские впечатления остаются с человеком на всю жизнь.
«Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании», — пояснил Елбасы.
Программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма. От малой родины начинается любовь к большой родине — своей родной стране (к Казахстану)», — подытожил Н. Назарбаев.
Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Рухани жанғыру» пишет о том, что маштабные преобразования в экономике, политике, в обществе в целом должны сопровождаться модернизацией общественного сознания граждан Казахстана. Президент в своей статье делится видением как нам сообща построить новое будущее, чтобы стать нацией сильных и ответственных людей. Первое слагаемое модернизации новой эпохи – возрождение национального сознания казахстанцев. Это заключается в сохранение своей самобытной культуры, национальных обычаев и традиций, корни которых уходят глубоко в древность. Это знание истории родного края, воспитание молодого поколения на примере героических подвигов наших предков, которые в разные периоды истории проявляли самоотверженность и доблесть. Патриотизм – это любовь к родному очагу, к своей малой Родине, а в широком понятии слова любовь к своей Отчизне, стране, в которой мы живем. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма
Любовь и интерес к родному краю и селу, в котором мы живем, уважение к людям, живущим в нем, которые, является гордостью родного края. Вот уже несколько лет, прививаем своим воспитанникам, маленьким гражданам чувство любви и гордости за свой край, через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки беседы, сопровождаемые медиапрезентациями достопримечательностей, фотовыставками, где представлена природа нашего края. Такие формы работы способствуют формированию у детей представлений о родном крае, особенностях его основания, истории, развитию интереса к культурному наследию края. Безусловно, на этапе дошкольного детства невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптированными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребенку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает изначально в семье, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведенью, делая ее более приближенной и систематичной к реальности.
Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих представлений. Потому-то краеведческие знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого.
В связи с этим краеведческое образование получает новое обновление и развитие, становится неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада.
Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходима связь с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый поселок, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
«У кого единая Отчизна – у тех единое сердце, единые устремления»- считает Президент. И я согласна с лидером нации в том, что пока каждый житель Казахстана не осознает себя частью своей страны, не почувствует принадлежность к единой и великой нации, не проникнется верой в ее будущее, не будет у нас движения вперед.
Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»? «У кого единая Отчизна – у тех единое сердце, единые устремления»- считает Президент. И я согласна с лидером нации в том, что пока каждый житель Казахстана не осознает себя частью своей страны, не почувствует принадлежность к единой и великой нации, не проникнется верой в ее будущее, не будет у нас движения вперед».
Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер» в системе дошкольного воспитания и развития?
Внимательно изучив программу «Рухани Жанғыру» сделала для себя важный вывод: необходимо разработать дополнительный материал, который бы отвечал требованиям программы по изучению родного края с детьми дошкольного возраста.
В связи с этим целью моей педагогической деятельности стало: содействие ознакомлению детей с историко-географическим, культурно-национальным, природно-экологическим своеобразием родного края.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала.
Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае и создание условий для самостоятельной и работы с краеведческим материалом детей и взрослых. Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития целостного отношения к родному краю.
«В мире есть немало мест, где человек может заработать на хлеб, найти занятие по душе и добиться высокого положения в обществе. Но что все это по сравнению с глотком воды, испитой на земле своей Отчизны?!».
Есеналина Сауле Тукуновна,
ГККП Детский сад «Балауса»,
Костанайская область,
Мендыкаринский район