Опыт преподавателей и исследования педагогов – новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Нетрадиционные формы занятия реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки, носящая игровой, увлекательный характер занятий, снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.[1]
На таких занятиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к занятию; предусматривается минимальное участие на занятии учителя. Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок – спектакль, урок – интервью, урок–праздник, урок – экскурсия, видео – урок, интегрированный урок, урок–проект, урок–мюзикл, урок–экскурсия. [2] Ниже рассматривается вариативность классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям –планируемым результатам обучения. Ниже рассматривается вариативность классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения.
Типы занятий:
Варианты нетрадиционных уроков
Уроки формирования новых знаний
Интегрированные (межпредметные)
Учебные конференции
Уроки-экскурсии
Уроки — исследования
Уроки обучения умениям и навыкам
Практикумы; уроки – диалоги;
Уроки с ролевой, деловой игрой.
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений
Повторительно – обобщающие диспуты;
Семинары внеклассного чтения
Игровые уроки: КВН; «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»;
Уроки – инсценировки(Урок – суд; урок — концерт);
Уроки-конкурсы;
Уроки-соревнования
Уроки проверки и учета знаний и умений.
Уроки — консультация;
Зачетные уроки;
Уроки викторины;
Смотр знаний;
Защита творческих работ, проектов.
- Подготовка и проведение нетрадиционных уроков Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные: подготовку и проведение урока; структуру урока; взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками; подбор и критерии оценки учебных материалов; методику оценки деятельности учащихся; -анализ урока. Возможности нетрадиционной формы урока[3] Для учащихся взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, — возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме. Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: 1. Замысел. 2. Организация. 3. Проведение. 4. Анализ.
Предлагаю вниманию преподавателей некоторые виды работ для проведения нестандартных занятий.
Кроссвордный диктант.
Преподаватель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяется и знание грамматического разряда, и усвоение терминов, и их написание. Например:
- Все слова языка. (Лексика)
- Словарь отдельного человека, запас слов. (Лексикон)
- Раздел языкознания, изучающий лексику. (Лексикология)
- Название статьи в словаре.(Словарная статья)
- Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)
- Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
- Переносное значение слова.(Метафора)
- Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. (Омонимы)
- Слова, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся оттенками лексического значения.(Синонимы).
- Слова одной той же части речи с противоположным значением.(Антонимы)
- Самый короткий отрезок текста, необходимый для понимания лексического значения. (Контекст).[4]
Портрет встречного.
Эта своеобразная форма работы по развитию связной речи начинается с предварительной беседы с учащимися о деликатности и чувстве такта. После этого учащиеся, возвращаясь из школы домой, наблюдают за прохожим, который заинтересовал их по каким – то данным. Учащиеся рассматривают его, но при условии, что человек этого не замечает. На следующем занятии в группе учащиеся создают (устно или письменно) психологический портрет прохожего: особенности его характера, настроение и т.д., аргументируя свои предположения.[5] Второй вариант этой работы – создание портрета друга, соседа по парте и т.д. На эту работу отводится 10-15 минут. Затем преподаватель зачитывает описание, а группа должна узнать, кто описан, и дать короткую рецензию на его описание. Фамилия автора называется с его согласия. Главное в этой работе – создание не просто описания, а психологического портрета человека.
Список использованной литературы:
1.Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб.пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ,1989. 2.Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение, 1996
3.Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, 1998.
Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна
старший преподаватель кафедры ППСОП
филиала «АО «НЦПК Өрлеу» институт повышения квалификации
педагогических работников по Жамбылской области