Home » Абайтану » МИР АБАЯ КУНАНБАЕВА

МИР АБАЯ КУНАНБАЕВА

  Ахметова Светлана Жумашевна
Карагандинская область
Шетский район,        
Опорная школа (ресурсный центр)  на базе экспериментальной
школы-гимназии имени Жамбыла Акылбаева — учитель начальных классов, 

     Карибекова Сауле Тукеновна
Карагандинская область Шетский район,
Опорная школа (ресурсный центр)  на базе
экспериментальной школы-гимназии имени
Жамбыла Акылбаева, учитель русского языка и  литературы 

 

В рамках празднования 175-летия великого казахского поэта, просветителя и философа Абая Кунанбаева Президент страны обратился к народу Казахстана с очень содержательной статьей о роли личности Абая в развитии современного Казахстана. Представил свое видение, как лидера страны о том, что 175-летие великого Абая даст народу Казахстана духовную пищу и возможность, как нации к возрождению, развитию культуры и просвещению.

Абай является поэтом, который с грустью пел о судьбе казахского народа, жившего в конце XIX – в начале XX века. Абай был носителем всего нового опережал своих сверстников. В поэтических произведениях, созданных в 1882-1886 годах, он обращался к социально-общественным, моральным проблемам казахского народа, призывал казахов выйти на «верный путь» цивилизованного развития.  Но его творческое наследие выходит далеко за рамки национального явления, Абай — философ и мыслитель планетарного масштаба. Его творчество – это не просто достояние Казахстана, это мировой эксклюзив! Только человек, самым трепетным образом относящийся к своему народу, мог создать произведения, ставшие сердцевиной казахской культуры. Чтобы познать литературную мощь великого Абая, мы окунулись в его мир произведений. За всю свою жизнь он написал около 170 стихотворений, и несколько поэм, перевел стихи Лермонтова, басни Крылова, всеми известную поэму Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона. Самым знаменитым его произведением стала поэма «Қара сөз» или же «Слова назидания». Поэма состоит из 45 частей, в котором Абай высказывается о морали, патриотизме, воспитания подрастающего поколения, они представляют собой программу духовно-нравственного совершенствования человека. В «Словах назидания» ощущается ответственность за будущее нации. Так, в тридцать восьмом слове Абай отмечает, что справедливость — мать всех благодеяний, понятия совести и чести исходят от справедливости. Любовь в науке — это признак человечности и искренности. «Развращенные сызмальства дети не могут иметь интереса к знаниям, религии, почтения к своим наставникам. Не получится из них полноценных людей, добросовестных мулл, истинных мусульман. Самое сложное — воспитать в них человечность. Потому что Аллах — это путь истины, а искренность и правдивость — враги зла. Разве друг явится на приглашение, посланное через врага? Не добиться истины, если в душе нет любви к ней. Человеческие знания добываются любовью к истине, жаждой открытия для себя природы и сути вещей.» писал поэт.

В седьмом слове Абай пишет, что у человека два начала – физическое и духовное, люди зациклены на физической части, в то время как основная часть человека- душа, тяга к знаниям, свершениям, подвигам. Так, например: «Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Это- потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет расти и крепнуть. Другое — тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. Встрепенется, услышав звуки дудки или свирели. Подросши, бежит на лай собаки, на голоса животных, на смех и плач людей, теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: “Что это? Зачем это? Почему он так делает?”- это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться. Смысл этого назидания в том, что  ребенок невинное существо, которого нужно учить всему хорошему, прививать все хорошие качества полезные для его существования.

В своем двадцать пятом слове Абай пишет о полезности знания языков. О полиязычность. Изучив язык и культуру других народов, «Человек становится равным среди них, не унижается никчемным просьбами». Об этом следущие сроки: «Хорошо бы дать казахским детям образование и вполне было бы достаточно научить их сначала хоть тюркской грамоте. Но наша земля — Дар-аль-Харб, к тому же чтобы отдать детей учиться, надобно скопить богатство, необходимо знать персидский и арабский языки. Голодному ли сохранить ясность ума, радеть о чести, питать прилежание к учителю? Скудость достатков, межродовые раздоры способствуют развитию в людях таких дурных наклонностей, как воровство, насилие, стяжательство. Будет скот, значит брюхо будет сыто. А там появится и тяга к знаниям, ремеслу. Начнут люди подумывать как бы получить образование или хотя бы детей чему-нибудь научить». Поэт созывает свой народ к изучению языков. Он говорит о том, что знание других языков ведет к изучению их духовных богатств, знаний, искусств. Чтобы избежать пороков, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. Сколько бы столетий не прошло мысли , слова Абая о познании языков актуально и в наши дни.

Слова назидания Абая имеют огромное значение для подрастающего поколения. Читая их, и прислушиваюсь к ним, мы должны чтить и придерживаться традиций и обычаев нашего народа. Таким образом, мы сохраняем национальный код, передающийся из поколения в поколение.

В своих произведениях Абай постоянно призывает к возрождению, обновлению духа нации, говорит о любви к Родине, народу, о процветании государства. Такое духовное возраждение можно увидеть в стихах: «Осень», «Лето», «Люблю я край родной…».

К празднованию 175-летнего юбилея великого Абая  страна готовится безустанно. Одним из таких мероприятии является «челлендж», выразительное чтение его стихов и передача эстафеты. Ученики нашей школы также приняли участие в челлендже. И передают своим сверствникам или учителям. Также прошли Абайсие чтения. Ежегодно итоговое завершение Абаевксих чтении проводятся в Семипалатинске.

Что мы знаем о достопримечательностях посвященные Абаю? В нашей стране возведены около 20 памятников великому Абаю, а также в Семипалатинске есть дом-музей Абая. Работает выставка «Миром признанный Абай», в библиотеке насчитывается более 300 книг с его произведениями и материалами о нем. Эти произведения не только на казахском языке, но и на немецком, английском, русском, французском и языках других народов. Мы должны и обязаны бесконечно читать и перечитывать творения Абая. Вечным имя поэта будет оставаться до тех пор, пока мы будем прилагать к этому усилия. Мы — дети великой степи и будущее нашей страны.

Список использованной литературы

  1. //Казахстанская правда.№1, 20,01,2020 г.
  2. «Самопознание» 10 класс, А:.-2019г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*