Колесникова Екатерина Васильевна
Туркестанская область, г.Шымкент,
К.Г.У. «Специальная школа- интернат
№1 для нарушения слуха» У.О. г. Шымкент
- Упражнения, способствующие формированию навыков работы над содержанием сочинения
Содержательность сочинения обеспечивается прежде всего правильно отобранным материалом в соответствии с темой, основной мыслью, разрабатываемой в письменной работе. Следовательно, важно упражнять учащихся в выделении основной мысли сначала небольших по объему высказываний и в то же время учить отбирать материал, адекватный выдвинутому положению [1].
2.Сократите данное предложение, опустив те его части, которые не являются основными для характеристики образа Катерины.
На фоне покорности, смирения или хитрого приспособления к нравам «темного царства», среди таких людей, как Тихон, Борис, или таких, как Варвара, Катерина выделяется своим открытым характером, смелостью, горячей натурой.
- Выделите основную мысль абзаца.
Островский создал в России жанр драмы («пьесы жизни»). Для драмы характерен интерес к конфликтам повседневной действительности, за которыми читатель улавливает глубокие противоречия…
- Прочитайте статью «Поэма о счастье народном». Найдите ответ на вопрос: «Почему произведение „Кому на Руси жить хорошо” мы называем поэмой-эпопеей?»
- Составьте вопросы, на которые отвечали бы данные предложения.
Роман Чернышевского показал, каким может быть путь дворянского интеллигента в новых исторических условиях. Все мысли автора — о народе, все его мечты — о народном счастье.
- Выпишите из отрывка главное для раскрытия образа Кутузова.
Лучшие черты народа воплощены в образе народного полководца Михаила Илларионовича Кутузова. В отличие от исторических деятелей типа Наполеона и Александра, думающих о славе, власти, величии и глубоко враждебных человечеству, Кутузов, в изображении Толстого, не только способен понять простого человека, он сам — простой человек.
- Прочитайте статью учебника «Новый хозяин?». Отберите нужный для характеристики образа Лопахина материал.
Важно выработать у учащихся умение аргументировать высказанные мысли. С этой целью необходимо обратить их внимание на роль абзаца, в котором обычно первое предложение выражает главную мысль (возможны и другие варианты), а остальные предложения ее углубляют, обосновывают или иллюстрируют.
- Прочитайте текст, определите возможные границы абзацев.
Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности. Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» [2].
- Дополните данные суждения
Самый обаятельный женский образ романа — Наташа Ростова…
Лучшие черты народа воплощены в образе народного полководца Михаила Илларионовича Кутузова. . .
- Выпишите пропущенные начала предложений, пользуясь материалом статьи «Новые люди».
… — это человек «безукоризненной честности», всем пылом своей молодой души желающий добра людям.
… — это не просто хорошие, добрые люди, которые бывают в любое время, для Чернышевского — это исторически возникший тип людей.
- Отметьте в отрывке статьи … предложения, которые выполняют роль примеров.
Серьезных навыков требует умелое привлечение цитат в качестве подтверждения приводимых в сочинении положений. Учителю следует обращать внимание учеников не только на уместность цитирования, но и на точность и правильность воспроизведения цитат.
- Дополните предложения цитатами из текста.
Петя Трофимов резко и убежденно говорит суровую правду о людях, подобных Раневской и Гаеву: …
- Подберите цитаты к данному плану (учитель может предложить часть плана предстоящего сочинения).
- Подчеркните в данных предложениях слова и словосочетания, взятые из текста произведения.
Любуясь своей героиней, Толстой особенно ценит в ней «простоту, добро и правду» — черты естественные, столь свойственные чистому, неиспорченному духовному миру детей.
Всем этим придворным не дано было «сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ».
- Упражнения, способствующие формированию навыков логического изложения материала
Одно из требований, предъявляемых к сочинению, заключается в том, что учащиеся должны овладеть навыками логического построения сочинений. Вот почему упражнения данной группы нацелены на выработку у взрослых глухих учащихся навыков последовательного изложения мыслей, установления взаимосвязи частей сочинения.
Логика изложения в значительной мере зависит от плана, который собственно и конкретизирует основную мысль сочинения. Умения составить план и написать сочинение по этому плану являются взаимосвязанными, они свидетельствуют о том, насколько верно ученик понял предложенную тему. Отмеченные умения тесно связаны с навыками смыслового анализа текста. Развитию указанных навыков и умений прежде всего способствуют задания, направленные на выделение главного в предложении, «сложном синтаксическом целом» (тематическое и структурное объединение ряда предложений), целом тексте. Уже отмечалась важность выделения основной мысли для содержательной стороны сочинения. В работе над структурой сочинения это также имеет существенное значение, так как систематизация отобранного материала и последовательность его изложения служат раскрытию темы в соответствии с основной мыслью [3].
В качестве заданий можно использовать упражнения I группы, имеющие целевую установку на выделение основной .мысли.
Стройность сочинения обеспечивается последовательностью излагаемых мыслей. Работа в данном направлении может осуществляться посредством проведения следующих упражнений:
- Прочитайте предложения и расположите их в нужной последовательности.
При этом в романе не освещается история жизни героя.
Все основные’ персонажи романа группируются вокруг него, оттеняют те или иные черты его облика.
Образ Базарова занимает центральное место в романе.
- Расположите отрывки текста в определенной последовательности (по плану, без плана).
- Прочитайте текст. Определите по плану (данному учителем) пропущенную информацию.
- Прочитайте текст (статью) и план к нему. Расположите пункты данного плана в нужной последовательности.
Формируя навык последовательного изложения мыслей, следует обращать внимание учащихся на роль абзацев, которые являются звеньями в общей структуре сочинения. С этой целью можно предложить упражнение на определение границ абзацев (пример такого упражнения имеется в I группе).
Глухие учащиеся вечерних школ должны в процессе обучения овладеть навыком самостоятельного составления развернутого плана. В целях его формирования на уроках литературы можно рекомендовать следующие задания.
- Продолжите составление плана по образцу.
Вопросы I. Какие события побудили Горького написать роман «Мать»? I. Кто главный герой романа? 1. Кто была Ниловна? 2. Как изменилась жизнь матери? 3. Почему Ниловна тревожилась за сына? 4. Почему мать присоединилась к Павлу и его товарищам? 5. Почему Ниловна решила принять участие в майской демонстрации? 6. К чему призывала Ниловна людей? 7. Как Ниловна продолжила дело сына? III. Каково значение романа «Мать»? | Пункты плана в повествовательной форме II. Историческая обстановка, побудившая Горького написать роман «Мать». II. Ниловна — главный герой романа. 1. Образ матери. 2. Перемена в жизни. 3. Тревога за сына 4. 5. 6……………………………….. 7…………………………. III |
Данное упражнение позволяет учителю работать над вопросительной и повествовательной формами плана. Кроме того, имеется возможность обратить внимание учащихся на необходимость грамотного оформления пунктов плана.
5Прочитайте текст, составьте план. Сравните его с планом учителя.
В зависимости от индивидуальных возможностей учащихся их можно наделить либо на самостоятельное составление плана, либо предложить «деформированный» план, который следует скомпоновать в соответствии с логикой текста.
III. Упражнения, способствующие формированию навыков речевого оформления сочинений
В число требований, предъявляемых к сочинению, входит следующее: учащиеся должны правильно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданной темой, то есть уметь отобрать для передачи содержания необходимый лексический и конструктивный материал [4].
Причины недостатков в языковом оформлении сочинений в методической литературе справедливо объясняют тем, что в работе со словом трудно опереться на какие-то определенные правила и что зачастую выбор лексических средств зависит от культуры речи учащихся и культуры мышления в целом.
В связи с этим подбор заданий и упражнений для данного раздела работы осуществляется с учетом специфики речевого развития и мыслительной деятельности глухих учащихся вечерних школ и их практических потребностей в процессе написания сочи нений, а именно: предлагаемые упражнения на материале изучаемых художественных произведений способствуют не только расширению лексического запаса учащихся, но и закреплению определенных речевых образцов и их вариантов для выражения собственных суждений в самостоятельных письменных работах.
Поскольку в речевом оформлении сочинений выделяют грамматическую, стилистическую и лексическую стороны, упражнения данной группы целесообразно разделить на подгруппы: упражнения одной из них связаны с отработкой грамматических и стилистических средств .выражения, задания другой направлены на активизацию лексики.
Упражнения, развивающие грамматико-стилистические навыки учащихся
Формирование грамматических навыков безусловно должно проводиться в процессе изучения курса русского языка. Однако и на уроках литературы вполне возможно выполнение упражнений, направленных на тренировку глухих учащихся в употреблении различных частей речи и их морфологических форм. Приводим примеры таких упражнений [5].
- Вместо точек вставьте прилагательные в нужном падеже.
Некрасов раскрывает противоречивость … сознания, борьбу между … привычкой к рабству и … духом.
Слова для справок: бунтарский, народное, вековая.
- Вместо точек вставьте местоимения: свой, он, ему, его, сам.
Мы знакомимся с Андреем Болконским, когда … собирается на войну.
Второй период русского освободительного движения называется революционно-демократическим, разночинским,…
Русские актрисы по-разному трактовали образ Катерины,…
Отработку стиля ученических сочинений целесообразнее вести на примере коллективного разбора письменных работ глухих учащихся. В процессе устранения стилистических недочетов следует предлагать учащимся: изменить предложение; дать возможные варианты той или иной фразы; сократить предложения, в которых имеются «лишние» слова и т. д.
Упражнения, активизирующие лексику учащихся
Как уже отмечалось, ограниченность лексического запаса глухих учащихся вечерних школ отрицательно сказывается на качестве самостоятельных письменных работ. Именно лексические недочеты преобладают над прочими недостатками, встречающимися в сочинениях. В связи с этим обстоятельством данный раздел упражнений включает наибольшее количество заданий, целью которых является отработка специфической литературоведческой лексики (терминология по теории литературы), общелитературной лексики и наиболее употребительных при изучении художественных произведений речевых конструкций.
Терминологическая лексика несомненно является наиболее трудной для усвоения из-за сложности обозначаемых литературоведческих понятий. Учителю следует разнообразить способы закрепления этой лексики в речи учащихся.
Заключение
Заключая перечень рекомендуемых упражнений, следует еще раз подчеркнуть необходимость их систематического выполнения на всем протяжении учебной работы над художественным произведением.
Приведенные упражнения дают учителю возможность более разнообразно организовать работу на уроках литературы (хотя использование некоторых видов заданий было бы полезно и на уроках русского языка), осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая уровень подготовки каждого ученика. Учитель может варьировать последовательность и повторяемость различных упражнений в соответствии с характером изучаемого материала и тех целей, которые поставлены на уроке [6].
В зависимости от реальных условий работы с классом предлагаемые задания и упражнения могут быть применены в процессе анализа художественного произведения и чтения статьи учебного пособия, в качестве дополнительных заданий для отдельных учащихся, при организации самостоятельной работы и т.
Задания и упражнения данного методического руководства рассчитаны на самостоятельную работу глухих учащихся, однако предусматривается, что выполнение всех видов упражнений обязательно контролируется учителем.
Список литературы
1.Лосева Л. М. Как строится текст: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2000.
2.Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей: — М..: Просвещение, 2005.
3.Пути развития причинно-следственного мышления глухих школьников: Методические рекомендации / Сост. Т. А. Григорьева — Л., 2013.
4.Синицына Л.Г. Обучение взрослых глухих словесной речи: Учебное пособие. — Л.: ЛВЦ ВОГ, 2015
5.Словарь литературоведческих терминов/Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 2017