Баумгертнер Анна Александровна, педагог-хореограф,
КГУ Школа-гимназия №3,
г. Нур-Султан
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра, кулинарии и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.
Танцевальная импровизация (англ. dance improvisation) родилась из народных обрядов, игр и празднеств, а в современных танцах включается в профессиональном искусстве.
Танцевальная импровизация — это не направление, а умение свободно владеть своим телом, уметь заполнять собой пространство, чувствовать каждую клеточку своего тело и через нее с помощью движения передавать свои переживания и эмоции!
Самая главная отличительная черта – это рождение движения «здесь и сейчас», которое создает определенную историю.
На первый взгляд, импровизация означает спонтанность творческого выражения, но нельзя думать, что эта спонтанность абсолютна. Импровизация – не произвол, не свободное от ограничений самовыражение,
а имеет свои собственные закономерности, свои средства создания. Поэтому импровизацию можно назвать осознанной спонтанностью.
Использование импровизации построено на сигналах тела, его ощущениях, мышечной памяти, на способности мгновенно реагировать на импульсы из окружающего пространства. Реагируя, учащийся превращает их в движения обладающие смыслом. Чем богаче выбор выразительных средств, тем оригинальнее и неожиданнее будет импровизация.
Работая в обычной школе, ведя кружок по хореографии, сталкиваешься с некоторыми затруднениями. В основном, ученики привыкают следовать непосредственно за учителем, повторять заученные движения и действия. Этого и следует добиваться на начальных этапах обучения хореографии. Но также необходимо развивать индивидуальность, артистизм, творческое мышление, быстроту реакции на внешние изменения.
На просьбу по импровизировать на уроке дети, как правило, начинают не эстетично размахивать руками, хаотично двигаться, сталкиваться, беспорядочно бегать по залу. Они, конечно, свободны и расслаблены, однако, этого ли ждал хореограф? Могут и просто впадать в ступор совершенно не понимая, что от них требуется. А на сцене дети танцуют с натянутой неестественной улыбкой. Бывает, им слишком сложно передавать эмоции и чувства в танце. К тому же, в период подросткового возраста 12-14 лет, у детей начинают проявляться всевозможные комплексы и страхи.
Применяя на занятиях по хореографии упражнений на импровизацию помогает проработать эти вопросы.
Цель: Раскрытие творческого потенциала.
Задачи:
- развитие внимания, фантазии и воображения;
- развитие быстроты реакции и сообразительности;
- развитие музыкальности с помощью ритмических упражнений;
- умение работать в команде.
Упражнения и задания.
- Поклон с заданием на импровизацию.
Для начала можно предложить детям самим придумать себе движение на два счета. Любое движение — это может быть шаг в любом направлении, выпад, поворот, наклон, движение одной, или двумя, руками или ногами. Ученики проявят свою фантазию. Затем учитель показывает движения поклона, в котором указывает, когда нужно сделать свое движение. Когда дети освоятся, то можно выполнять это задание без предварительной подготовки. Также ученики смогут свободно менять и придумывать новые движения для себя уже в процессе выполнения задания.
Пример:
Исходное положение: стоя на середине зала, лицом в первую точку, руки опущены по бокам вниз, ноги вместе. Учитель показывает:
- на счёт 1 — шаг в сторону правой ногой, вытянутые руки слегка приподнимаются от корпуса,
- на счёт 2 — выполняется поворот направо, руки в это время ставим на пояс, поворот заканчивается в исходное положение, но руки уже на поясе,
- на счёт 3 — вытягиваемся на полу пальцы вверх, правая рука свободно тянется вверх, голова приподнимается, взгляд за рукой;
- на счёт 4 — вверх вытягивается левая рука, вслед за правой, стоим на полу пальцах;
- на счёт 5 и 6 ученики выполняют свое движение. Здесь получается, что они начнут из положения на полу пальцах с вытянутыми вверх руками. Например, выпад в правую сторону на правую ногу, с одновременным раскрытием рук в стороны.
- на счёт 7 — ноги вместе, делаем небольшое приседание, руками как бы обнимая себя, обхватываем за плечи, голова слегка наклоняется вперёд;
- на счёт 8 — возвращаемся в исходное положение.
Всё можно повторить и в левую сторону. Импровизационную часть ученики могут изменить.
Также импровизационную часть можно увеличить, например, на счёт — 1-2 — движения учителя, — 3-4-5-6 — импровизация, — 7-8 — движения учителя.
Вариантов этого задания много, все зависит от уровня подготовки детей и требований хореографа. Выполняется в любом танцевальном направлении: народном, эстрадном, джазовом, современном и тд.
- «Броуновское движение».
«Броуновское движение» в хореографии — это когда участники быстро и свободно перемещаются в пространстве, не сталкиваюсь и не задевая друг друга. Чем меньше столкновений, тем лучше участники группы изучили пространство и себя в нем.
«Броуновское движение» учит танцоров правильному восприятию пространства, развивает умение расположить и вписать себя в него, научиться изменять и варьировать движения в нем.
Упражнение выглядит так: Участники начинают перемещаться в пространстве класса в произвольном направлении. Двигаются они непрерывно в одном темпе, начинаем с медленного — это обычный шаг, постепенно темп увеличивается, в итоге участники переходят на бег. Увеличивать темп движения может учитель, например, по хлопку в ладоши. С каждым хлопком участники двигаются быстрее. Когда они достигли максимальной скорости в пределах класса, то можно также хлопками, постепенно снижать скорость движения участников. Для начала можно задать определённое время на каждый тепм движения. Восемь счетов, по хлопку на — 1 счет — начинается движение, — 2-3-4-5-6-7-8 — двигаются в одном темпе, опять хлопок на раз — темп увеличен, на счёт от 2х до 8ми участники двигаются быстрее и так далее. На четвёртый хлопок участники переходят на бег, на пятый хлопок происходит замедление движение, они переходят на быстрый шаг. На восьмой хлопок участники останавливаются.
Есть определённое задание в этом упражнении, когда происходит столкновение участников, то они должны остановиться, просто замереть на одном месте. Дождаться следующего хлопка и потом начать движение, в темпе, в котором двигается вся группа. Или самостоятельно до читать до 4х или до 8ми и потом продолжить.
Также, вместо учителя, увеличивать и уменьшать темп движения может один из участников. В этом случае все остальные должны быть внимательными и следить за движением направляющего.
Когда ученики достаточно освоят это упражнение, научатся чувствовать друг друга, то они смогут управлять темпом самостоятельно.
- Упражнение на импровизацию и ощущение времени «Ванька-встанька».
С помощью этого упражнения вы научите детей импровизировать в заданных условиях: с одной стороны — они могут двигаться как угодно, с другой — есть определенные правила в передвижении.
Дополнительно ученики научатся чувствовать длительность времени и сопоставлять с ней свои движения.
Обращайте внимание учеников на следующие правила выполнения:
- подъем или опускание выполняется плавно, без торможения в какой-либо точке;
- двигаться можно любым образом;
- необходимо «растянуть» движение на необходимое количество счетов;
- при выполнении движения на малое количество счетов — безопасно опускаться на пол (через бок на бедро, подставляя ладони).
Исходное положение лёжа или сидя на середине зала. Учитель считает вслух — 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, за это время ученики должны встать. Помните о правилах, подниматься надо плавно, без задержки в каких-то точках, двигаться произвольно и оказаться в положении стоя прямо только на 10ый счёт. Затем начинается обратный отсчёт — 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 — это время на опускание, на счёт 1 ученик лежит на полу, поза произвольная. Далее, следуя принципу «встали-легли», за каждым разом уменьшать количество времени на один счёт:
- 1-9, 9-1;
- 1-8, 8-1;
- 1-7, 7-1;
- 1-6, 6-1;
- 1-5, 5-1;
- 1-4, 4-1;
- 1-3, 3-1;
- 1-2, 2-1;
- 1, 1.
Последние четыре раза, когда счёт останавливается на 4, на 3, на 2 и на 1, рекомендуется повторять по два подхода, чтобы закрепить у детей быстроту реакции и дать время сориентироваться на быстрое перестроение. Не забывайте о технике безопасности при выполнении движения на малое количество счетов.
- Импровизация с предметом.
Движения с предметом требуют повышенного внимания и хорошей координации. Наличие атрибута конкретизирует и даёт точки опоры для создания импровизации. Использование предмета должно быть оправданным и не создавать дисгармонию.
Наличие предмета развивает у детей ассоциативное мышление — если в руках зонт, то возможно будет дождь с грозой или же это зонтик от солнца. Возьмем воздушный шарик, который невозможно сдвинуть с места и требуется приложить массу усилий, чтобы перенести его из точки А в точку Б. Вариантов много, например:
- импровизация с мячом в партере;
- импровизация с платком на середине зала.
Следующим этапом будет импровизация с вымышленным предметом. Отличная помощь в развитии артистизма и образного мышления. Так ученики начинают искать собственные способы подачи движений, думают, как объяснить и показать свою задумку.
Список использованной литературы.
- Структурная танцевальная импровизация (Отрывки из книги) Джойс Моргенрот. Электронный ресурс.
- Мищенко Н. С. Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания. Электронный ресурс.
- Школа игровой импровизации Елены Кантиль. Игровая импровизация — упражнения. Электронный ресурс.
- Методическая подписка «Школьники» (закрытая группа) интернет портала хореографов DANCEHELP. Электронный ресурс.
- Википедия. Большая электронная энциклопедия. Электронный ресурс.