Возрастная группа: средняя группа
Образовательные области: Коммуникация
Раздел: Развитие речи
Цель: Составление рассказа по плану. Упражнять в произношении звуков (С), (Ш). Развивать умение составлять описательный рассказ об игрушке
Оборудование и материалы: мяч, игрушка, картинки к игре «Почини игрушку» Билингвальный компонент: ойыншықтар-игрушки, доп-мяч, мысық-кошка, куыршақ-кукла, мәшинә- машина, үлкен-большой, кішкентай-маленький
Ход занятия
Организационный момент
-Любят ли они играть?
-С чем играют?
-Как можно все назвать одним словом?
Предлагает отправиться в страну игрушек и вспомнить какие бывают игрушки, из чего они сделаны, как с ними нужно обращаться.
Уточняет, на чем можно отправиться в путешествие?
Действия детей
Дети отвечают на вопросы. Во что любят играть, перечисляют любимые игрушки.
Находят обобщающее слово «игрушки».
Проявляют интерес и желание побывать в стране игрушек.
Рассказывают из какого материала делают игрушки (из пластмассы, дерева, резины, меха), как с ними надо обращаться (играть аккуратно, чинить, если сломались).
Словарная работа: пластмассовый, кабина, кузов.
Проблемная ситуация: у машины спустилась шина. Упражнение «Накачай шину». Цель: активизировать звуки [ш] и [с], развивать речевое дыхание.
Знакомит со скороговоркой.
Цель: автоматизировать звук [ш] в словах: Шуршат по дорогам веселые шины, спешит по дороге машина, машина.
Игра с мячом « Повтори за мной»
Цель: отрабатывать четкое произношение слогов и слов.
Ша, ша, ша –прогулка хороша;
Сы, сы, сы – у нас насосы;
Со, со, со – у машины колесо;
Шы, шы, шы – едут малыши;
Са, са, са – кругом леса;
Шо, шо, шо – на прогулке хорошо
Сообщаю, что приехали в страну игрушек. Разучивание скороговорки: Слоны умны, слоны смирны, Слоны спокойны и сильны.
Читает стихотворение А.Дуйсенбиева
«Озорной мячик»:
Топ, топ, топ – мячик мой,
Скачешь ты, как заводной.
По ступенькам, по дорожке,
А потом по мостовой. Ой…
Слышишь мяч,
Звенит трамвай –
Далеко не убегай.
Ай…
Я бегу за тобой,
А за мною…
Постовой.
Мяч, Куда ты мчишься вскачь?
Озорной футбольный мяч.
Даже глазом не моргнешь,
Под колеса попадешь. Ох…
Непослушный мячик мой, Ну-ка, марш скорей домой.
Дает задание составить рассказ о понравившейся игрушке по плану.
— Что это?
— Какой величины?
— Какой формы?
— Какого цвета?
— Из какого материала сделана?
— Как с ней можно играть?
— Чем она тебе нравится и почему?
Билингвальный компонент:
игрушки – ойыншықтар,
мяч – доп,
кошка – мысық,
кукла –қуыршақ,
машина – мәшинә,
большой – үлкен,
маленький – кішкентай
Создает проблемную ситуацию, требующую разрешения.
Д/и « Почини игрушку».
Цель: учить видеть недостающий предмет, уметь объяснить его месторасположение.
Обобщаю правила поведения с игрушками: как нужно обращаться с игрушками, чтобы они не ломались.
Физминутка « Веселые мячики». Цель: отрабатывать прыжки.
Сообщает о возвращении в группу
пластмассовый, кабина, кузов.
Предполаают пути решения (накачать шину, заменить колесо).
Выполняют звуковую разминку: Девочки – шины – спустили – воздух – произносят звук [ш]. Мальчики – насосы – накачивают шины – произносят звук [с].
Чтобы занять место, каждый ребенок произносит скороговорку.
Каждый ребенок ловит мяч, брошенный педагогом, и повторяет чистоговорку:
Ша, ша, ша –прогулка хороша;
Сы, сы, сы – унас насосы;
Со, со, со – у машины колесо;
Шы, шы, шы – едут малыши;
Са, са, са – кругом леса;
Шо, шо, шо – на прогулке хорошо.
Выходят из машиы, видят разные игрушки.
Повторяют скорговорку.
Слушают стихотворение.
Рассматривают, выбирают понравившуюся игрушку, рассказывают о ней по плану.
В беседе используют слова на казахском языке: игрушки – ойыншықтар,
мяч – доп,
кошка – мысық,
кукла –қуыршақ,
машина – мәшинә,
большой – үлкен,
маленький – кішкентай.
Слышат шум.
Под деревом находят картинки с игрушками.
Рассматривают, определяют причину, почему игрушки шумят.
Объясняют, что игрушки сломаны.
Находят недостающие детали и соединяют картинки.
Высказывают свое мнение.
Поворачиваются вокруг себя и представляют что они мячики. Прыгают (руки на поясе0 и произносят слова:
— Раз, два повернись, быстро в мячик превратись!
— Раз, два прыгай мячик, раз, два и мы поскачем (прыгают как мячики).
— Раз, два, повернись и в ребяток превратись!
Обыгрывают возвращение в группу, садятся в машину, проговаривают скороговорку:
-Шуршат по дорогам веселые шины, спешит по дороге машина, машина.
Итог занятия
Предлагаю детям вспомнить о путешествии.
Вспоминают содержание деятельности.
Участвуют в обсуждении.
Отвечают на вопросы:
-Где были?
-Что видели?
-Что делали?
описательный рассказ об игрушке называют отдельные части.
Из какого материала сделаны игрушки, как с ними надо обращаться.
речевые и двигательные навыки в ходе ОУД.
Нургалиева Асель Камидуллаевна
МКҚК №72 «Жанарым» балабақшасы
«Ақ қайын» тобының тәрбиешісі