Бурик Н.А.
преподаватель психологии и коммуникативных навыков
(Северо-Казахстанский высший медицинский колледж)
В Послании Президента К.К. Токаева 2019 года «Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана» и установкам Н.А. Назарбаева в программе Рухани Жанғыру: «Культ образования должен быть всеобщим», «Успешно жить может только высокообразованный человек, способный легко меняться». [1, с.2]
То есть выпускника учебного учреждени потребуется соответствие не только зпросам социума, но и экономичекому пути всего государства.
В своей профессиональной деятельности психолог коллежа имеет дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить порог взрослой жизни. Юность — период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.
По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед молодыми людьми встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего — это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия студента с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к такого рода взаимодействию. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми он прибегает в основном в проблемных ситуациях, а от общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение. [2, с.67-68]
В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. [3, с.167]
В личностном развитии молодые люди все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Он должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. [4, с.80] С этого момента, вся получаемая информация рассматривается через призму пользы для будущей профессии. [6, с.27]
Современный мир потребует от каждого молодого человека коммуникативной компетентности, то есть, способности к речевому общению в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя языковую систему, следуя речевым нормам, и выбирая адекватное ситуации общения и коммуникативное поведение.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Иными словами, это владение коммуникативными универсальными действиями.
Коммуникативные универсальные действия подразумевают:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [7].
Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития студента.
Технология развития критического мышления при данных обстоятельствах прилагает массу возможностей для развития коммуникативной компетентности студентов именно этой возрастной группы. Например, стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы: Стратегия «Вопросительные слова», которая используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса»; или прием «6 W», благодаря которому учащиеся не только имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы (а, как известно, наиболее прочным является то знание, которое имеет множество разнообразных связей), не только осознают более глубокие причины изучения данного понятия, но и определяют для себя личностный смысл его изучения. Они словно «заземляют» «сухую» информацию на жизненный, практический, уровень. В результате — приобретают уверенность в себе. Возможно использование приёма «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»). Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования [8, с. 93].
Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения. Именно это позволяет освоить коммуникативные УУД учащимся старшего школьного возраста.
Список использованной литературы:
- Токаев К. 2019 года «Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана» // «Северный Казахстан», 13 ноября 2019 г. № 241 с. 1-2
- Назарбаева Н.А. Рухани Жанғыру: «Культ образования должен быть всеобщим», «Успешно жить может только высокообразованный человек, способный легко меняться». «Нұрлы Жол-путь в будущее»// «Северный Казахстан», 13 апрля 2017 г. №263 с. 1-2
- Дубровина, И.В. Возрастные особенности психологии детей /И.В. Дубровина — Москва: Просвещение, 2005. — 182 с.
- Ладыженская, Т. А Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М., Педагогика, 2005. — 256 с.
- Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации. // Организационно-деятельностные игры в образовании. — Красноярск, РИО КГПУ, 2001. — 100 с.
- Гримак, Л.П. «Общение с собой: Начала психологической активности», М.: Политиздат, 2001. — 319с.
- Осипова, А.А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств индивидуальности в раннем юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. — Ростов-на-Дону.: 2001. — 103 с.
- ФГОС РФ от 29 декабря 2012 №273// http://standart.edu.ru
- Заир-Бек С.И., Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2012. – 223