Home » Новости » ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Бурик Н.А.
преподаватель психологии и коммуникативных навыков
еверо-Казахстанский высший медицинский колледж)

В Послании Президента К.К. Токаева 2019 года «Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана» и  установкам Н.А. Назарбаева в программе Рухани Жанғыру: «Культ образования должен быть всеобщим», «Успешно жить может только высокообразованный человек, способный легко меняться». [1, с.2]

То есть выпускника учебного учреждени потребуется соответствие не только зпросам социума, но и экономичекому пути всего государства.

В своей профессиональной деятельности психолог коллежа имеет дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить порог взрослой жизни. Юность — период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.

По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед молодыми людьми встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего — это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия студента с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к такого рода взаимодействию. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми он прибегает в основном в проблемных ситуациях, а от общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение. [2, с.67-68]

В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. [3, с.167]

В личностном развитии молодые люди все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Он должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. [4, с.80] С этого момента, вся получаемая информация рассматривается через призму пользы для будущей профессии.  [6, с.27]

Современный мир потребует от каждого молодого человека коммуникативной компетентности, то есть, способности к речевому общению в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя языковую систему, следуя речевым нормам, и выбирая адекватное ситуации общения и коммуникативное поведение.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Иными  словами, это владение коммуникативными универсальными действиями.

Коммуникативные универсальные действия подразумевают:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [7].

Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению об­щей цели, организации и осуществлению совместной деятель­ности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориент­ация на партнера по деятельности.

Приобретение навыков социаль­ного взаимодействия с группой сверстников и умение заво­дить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструк­тивного общения, приобретенных в младшем школьном воз­расте, во многом зависит благополучие личностного развития студента.

Технология развития критического мышления при данных обстоятельствах прилагает массу возможностей для развития коммуникативной компетентности студентов именно этой возрастной группы. Например, стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы: Стратегия «Вопросительные слова», которая используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса»; или  прием «6 W», благодаря которому учащиеся не только имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы (а, как известно, наиболее прочным является то знание, которое имеет множество разнообразных связей), не только осознают более глубокие причины изучения данного понятия, но и определяют для себя личностный смысл его изучения. Они словно «заземляют» «сухую» информацию на жизненный, практический, уровень. В результате — приобретают уверенность в себе. Возможно использование приёма «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»). Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования [8, с. 93].

Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения. Именно это позволяет освоить коммуникативные УУД учащимся старшего школьного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Токаев К. 2019 года «Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана» // «Северный Казахстан», 13 ноября 2019 г. № 241 с. 1-2
  2. Назарбаева Н.А. Рухани Жанғыру: «Культ образования должен быть всеобщим», «Успешно жить может только высокообразованный человек, способный легко меняться». «Нұрлы Жол-путь в будущее»// «Северный Казахстан», 13 апрля 2017 г. №263 с. 1-2
  3. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психологии детей /И.В. Дубровина — Москва: Просвещение, 2005. — 182 с.
  4. Ладыженская, Т. А Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М., Педагогика, 2005. — 256 с.
  5. Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации. // Организационно-деятельностные игры в образовании. — Красноярск, РИО КГПУ, 2001. — 100 с.
  6. Гримак, Л.П. «Общение с собой: Начала психологической активности», М.: Политиздат, 2001. — 319с.
  7. Осипова, А.А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств индивидуальности в раннем юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. — Ростов-на-Дону.: 2001. — 103 с.
  8. ФГОС РФ от 29 декабря 2012 №273// http://standart.edu.ru
  9. Заир-Бек С.И., Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2012. – 223

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*