Home » статьи » Эффективность современных технологий в формировании читательской грамотности

Эффективность современных технологий в формировании читательской грамотности

Ахметова Гулнар Ораковна,
учитель русского языка и литературы,
педагог-исследователь
ГКП на ПХВ «Школа-гимназия №91» акимата города Астана

В современных условиях уровень развития любого государства определяется не столько богатством природных ресурсов, сколько интеллектуальным и творческим потенциалом, успешностью освоения и внедрения новейших технологий в науке. На сегодняшний день проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности является показателем общественного благополучия. С первых дней обучения в школе деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.

В данной статье представлено исследование эффективности современных технологий в формировании функциональной грамотности учащихся уровня среднего образования по русскому языку и литературе. Осмысление речи и осознанное чтение как особые виды деятельности с помощью использования искусственного интеллекта, образовательных платформ и других интернет-ресурсов поможет обучающимся более целеустремленно направлять свои усилия на овладение необходимыми умениями.

Мне, как учителю русского языка и литературы, изначально избегала внедрения на уроках искусственного интеллекта и различные электронные ресурсы, так как, на мой взгляд, была угроза некой бездушности урока. Эти сомнения привели меня к исследованию эффективности электронных инструментов в формировании функциональной, а именно читательской грамотности. Цель – развивать способность учащихся понимать и использовать письменные тексты, чтобы умели расширять свои знания и возможности самостоятельно, активно участвовать в социальной жизни.

Современные технологии могут значительно улучшить процесс формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Для апробации были выбраны 5-6 классы с казахским языком обучения и внедрены активные методы обучения с использованием MindMeister, Yandex Cloud, Akelius, Kahoot, Canva, ChatGPT, Leonardo Ai, genmo.ai, Wordwall другие платформы в реальном режиме. Дети прочитанное с увлечением превращали в оживающие картинки через искусственный интеллект, что позволяло визуализировать героев художественных произведений и сюжет текста. А также в игровой форме запоминать новые слова и применять их на практике, и другие возможности.

По итогам эксперимента мною были систематизированы несколько эффективных способов:

  1. Доступ к электронным библиотекам и онлайн-ресурсам: Ученики могут использовать электронные учебники, статьи, электронные книги и другие онлайн-ресурсы для изучения литературных произведений. Это позволяет им иметь доступ к широкому спектру материалов, что способствует их литературной образованности.
  2. Мультимедийные презентации и интерактивные уроки: Учителя могут создавать мультимедийные презентации, включающие аудио- и видеоматериалы, а также интерактивные задания, чтобы сделать уроки более привлекательными и интересными для учеников.
  3. Образовательные приложения и программы: Существует множество образовательных приложений и программ, специально разработанных для изучения русского языка и литературы. Они могут включать в себя игры, тесты, упражнения по анализу текстов и другие интерактивные задания, помогающие учащимся развивать навыки чтения и понимания текста.
  4. Видеоуроки и вебинары: Учителя могут использовать видео уроки и вебинары для демонстрации литературных произведений, анализа текстов и обсуждения литературных тем. Это позволяет ученикам получать доступ к дополнительной информации и объяснениям в удобном для них формате.
  5. Сетевые дискуссии и форумы: Учителя могут организовывать сетевые дискуссии и форумы, где ученики могут обсуждать прочитанные произведения, выражать свои мысли и точки зрения, а также общаться с одноклассниками и учителями.
  6. Использование социальных медиа: Учителя могут использовать социальные медиа для обмена информацией, рекомендаций по чтению, обсуждения литературных новинок и т. д. Это может стимулировать интерес учеников к чтению и литературе.
  7. Адаптивные технологии: С помощью адаптивных технологий можно индивидуализировать обучение, учитывая уровень знаний и потребности каждого ученика. Это позволяет более эффективно работать с учениками разного уровня подготовки.

В целом, современные технологии предоставляют учителям и ученикам множество инструментов и ресурсов для эффективного формирования читательской грамотности и развития литературных навыков. Однако важно помнить, что технологии должны использоваться в сочетании с традиционными методами обучения, чтобы обеспечить наилучшие результаты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*