Home » доклад » Развитие читательской грамотности: подготовка к международным стандартам PISA

Развитие читательской грамотности: подготовка к международным стандартам PISA

Аймаганбетова Даркен Зекеновна,
Камзабекова Толкын Советовна
учителя русского языка и литературы
школы-лицея “Binom School” имени Каныша Сатпаева
города Астана

 «Развитие читательской грамотности: подготовка к международным стандартам PISA»

Аннотация
Элективный курс «Развитие читательской грамотности: подготовка к международным стандартам PISA» направлен на формирование у учащихся 9-х классов ключевых навыков работы с текстами различных типов (художественными, информационными, графическими) и их подготовки к выполнению заданий международного исследования PISA.

Цель курса — развитие функциональной грамотности, критического мышления и способности применять полученные знания в решении учебных и жизненных задач. Программа курса сочетает теоретические и практические занятия, включая анализ текстов, интерпретацию данных, интеграцию информации и выполнение заданий на основе реальных тестовых материалов PISA.

Введение
Современное образование требует от учащихся не только академических знаний, но и навыков, которые помогут им справляться с вызовами информационного общества. Читательская грамотность, являясь основой функциональной грамотности, играет ключевую роль в формировании критического мышления, способности к анализу информации и принятию обоснованных решений. Это особенно важно в условиях, когда информационные потоки растут с невероятной скоростью, а умение выделять, оценивать и использовать данные становится ключевым навыком для успешной учебной и профессиональной деятельности.

Международное исследование PISA оценивает способность школьников применять свои знания в реальных жизненных ситуациях, выявляя уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Для успешного участия в таких исследованиях учащимся требуется не только хорошая теоретическая подготовка, но и развитые навыки интерпретации текстов, работы с графической информацией и критического осмысления содержания.

В этой связи элективные курсы, направленные на развитие читательской грамотности, становятся актуальной и важной частью образовательной программы. Они помогают ученикам не только подготовиться к международным исследованиям, но и развить универсальные навыки, необходимые для жизни в условиях современной информационной среды, включая умение анализировать тексты разных типов, выявлять их ключевую идею, понимать подтексты и аргументированно выражать свои мысли. Такой подход способствует подготовке учащихся к вызовам будущего и помогает им стать конкурентоспособными в современном мире.

Цели и задачи элективного курса

Элективный курс «Подготовка к оценке читательской грамотности по стандартам PISA» разработан для учащихся 9-х классов. Основная цель курса – формирование у учащихся навыков работы с текстами различных типов (художественные, информационные, графические) и подготовка к выполнению заданий международного исследования PISA.

Задачи курса:

  1. Развитие читательской грамотности, включая анализ, интерпретацию и синтез информации.
  2. Формирование навыков критического мышления и оценки достоверности текста.
  3. Подготовка к заданиям формата PISA, использующим реальные примеры текстов и задач.
  4. Повышение интереса к самостоятельному чтению и работе с текстами.

Методика проведения занятий

Методика проведения занятий в рамках элективного курса строится на использовании разнообразных форм и методов обучения, которые позволяют эффективно развивать читательскую грамотность учащихся и их готовность к выполнению заданий формата PISA. Как учителя, мы стремимся сделать процесс обучения интересным, продуктивным и направленным на развитие у школьников ключевых навыков, необходимых для успешной учебной и жизненной деятельности.

Практические занятия занимают центральное место в курсе. Учащиеся анализируют тексты различных типов, выполняют задания, которые требуют восстановления нарушенной логики текста, выделения ключевых идей и работы с подтекстом. Такой подход помогает не только понять структуру текста, но и увидеть его смысловые нюансы.

Проектная деятельность играет важную роль в формировании творческого подхода к обучению. Учащиеся создают собственные тексты, мультимодальные проекты, в которых интегрируются текстовые, графические и визуальные элементы. Это позволяет не только закрепить навыки анализа, но и развить умение эффективно передавать информацию в различных формах.

Групповая работа помогает учащимся учиться сотрудничать, обсуждать авторские позиции, находить обоснованные аргументы и делиться своими выводами. Совместное выполнение заданий способствует обмену мнениями и позволяет каждому учащемуся развивать критическое мышление в процессе общения с одноклассниками. Интерактивные методы обучения дают возможность использовать современные цифровые ресурсы, такие как анализ графиков, диаграмм, таблиц и других визуальных данных. Эти методы позволяют учащимся применять полученные знания на практике, работать с реальными информационными материалами и развивать навыки интеграции данных из разных источников.

Каждое занятие курса направлено на создание благоприятной образовательной среды, в которой учащиеся чувствуют себя уверенно и мотивированы к изучению нового. Мы убеждены, что сочетание традиционных подходов с инновационными методами обучения позволяет добиться высоких результатов, развивая у школьников не только читательскую грамотность, но и уверенность в собственных силах.

Практическая ценность курса

Элективный курс «Подготовка к оценке читательской грамотности по стандартам PISA» обладает значительной практической ценностью благодаря своей направленности на развитие навыков, необходимых для успешного обучения и решения жизненных задач. Как учителя русского языка и литературы, мы уверены, что знания и умения, которые учащиеся получают в процессе прохождения курса, выходят за рамки подготовки к международным исследованиям. Они становятся инструментом для их уверенного взаимодействия с информацией в реальном мире. Умение осознанно воспринимать текстовую и визуальную информацию, выделять главное, анализировать подтексты и формулировать аргументированные выводы — это базовые навыки, которые полезны не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Значимым результатом обучения является развитие способности учащихся эффективно работать с различными типами текстов, включая художественные, информационные, графические и мультимодальные. Это не только способствует выполнению заданий формата PISA, но и помогает школьникам в изучении других предметов, где требуется анализ и интерпретация данных. Кроме того, курс формирует у учащихся такие универсальные навыки, как анализ, синтез и интерпретация информации, которые являются основой для их дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

После прохождения курса наши ученики становятся более уверенными в работе с текстами различных форматов, понимают авторские позиции, умеют выделять ключевые идеи и анализировать подтексты. Эти навыки позволяют им успешно справляться с заданиями международных стандартов и использовать полученные знания для решения более сложных задач. Кроме того, они становятся более мотивированными к чтению, исследовательской деятельности и самостоятельному обучению.

Заключение
Мы убеждены, что данный курс является важным этапом в образовательном процессе. Он не только подготавливает учащихся к выполнению заданий международного формата, но и способствует их личностному и интеллектуальному развитию. Курс помогает моим ученикам стать готовыми к вызовам современного мира, предоставляя им инструменты для эффективной работы с информацией и формирования критического мышления, которые необходимы для успешного обучения и дальнейшей жизни.

Список литературы

  1. PISA 2022 Assessment and Analytical Framework. OECD Publishing. — Paris, 2021.
    (OECD iLibrary)
  2. Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся. — Астана, 2022.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2014.
  5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от техники до философии. — М.: Народное образование, 2001.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевой основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  7. Критская Е.В., Лазарева А.Г. Методические рекомендации по анализу текстов различных типов в формате PISA. — М.: Просвещение, 2020.
  8. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. — М.: Педагогика, 2016.
  9. Обновленное содержание среднего образования Республики Казахстан: принципы и подходы. Министерство образования и науки РК. — Астана, 2020.
  10. PISA 2022 Released Field Trial and Main Survey Tasks. OECD Publishing. — Paris, 2021.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*