Home » Образование и искусство » Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы

 Валентина  Анатольевна Хасеинова,
 старший преподаватель   кафедры ИОиИТ
филиала АО НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Акмолинской области
г.Кокшетау

          Внедрение  программ  обновления содержания среднего образования в Республике Казахстан предполагает новые подходы. Личностно – ориентированный подход является одним  из основных, он стремительно завоевывает образовательное пространство. Педагоги страны осваивают теоретические основы и практику использования данного подхода в образовательном процессе. Таким образом, реализуются  требования, предъявляемые к современному учителю, которые предполагают  совершенствование системы образования, внедрение в практику   комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждого школьника комфортными условиями для его развития, формирования полноценной личности, получения качественного образования.

     Практики отмечают, что  в настоящее время происходит резкое падение интереса школьников к книге,  к чтению, и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.  Поэтому учителя  делают   всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на каждом уроке, чтобы   процесс обучения стал доступным и интересным для каждого ученика, чтобы  каждый ученик  (и сильный, и слабый) мог   стать участником  ситуации успеха, что  повысит  их мотивацию, поможет заинтересовать. Самый мощный мотиватор – интерес.

Личностно–ориентированный подход  предполагает    признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Учитывая субъектный опыт каждого ученика, уроки планируются таким образом,  чтобы происходило формирование   навыков самостоятельного приобретения знаний, осуществлялось активное обучение.  Здесь важным моментом является  вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора   при их выполнении, использование наиболее значимых и понятных для него способов проработки учебного материала;   обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения;  создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);  создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисково-исследовательской  деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих школьников). При этом важно правильно оценивать, необходимо помнить, что учитель оценивает не личность, а выполненную работу. Нельзя сравнивать работы учащихся друг с другом, успехи и отставания можно сравнивать только относительно успехов и отставаний лично каждого.    Как утверждал Дж.   Дьюи    «Сравнивать способности детей вообще не дело учителя.  И не имеет  никакого к его работе отношения. От педагога требуется, чтобы каждый индивид  получил  возможность использовать свои способности в осмысленной деятельности».

Основные принципы личностно-ориентированного подхода:

  1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
  3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

         Для реализации этих требований  учителям необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, таким образом, им предоставляется возможность

– думать  свободно;

– говорить непринуждённо, эмоционально;

– читать много, внимательно;

– анализировать различные  тексты;

– осознавать, как эти тексты сделаны;

– излагать мысли на письме свободно, развернуто, обоснованно,   эмоционально.

Общеизвестно, что научиться строить свою речь грамотно в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения. В процессе анализа текстов  определяются языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий, прогнозируется замысел автора. Далее следует  создание собственных текстов при помощи осознанного подбора конкретных языковых средств.

Колоссальные возможности для плодотворного учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.

Используя уроки речевого мастерства, педагоги учат детей видеть, слышать, чувствовать текст, так же  используют  речевые тренинги, которые развивают образное мышление учеников, развивают устную и письменную речь, способствуют осознанному отбору речевых конструкций для собственных текстов, которые затем совершенствуются.

Особое значение для развития умений   имеет отсроченная повторная работа с тестом изложения, сочинения, когда ученик редактирует работы своих одноклассников. Результатом   является умение  учащихся  правильно выражать свои мысли, строить свою устную и письменную речь грамотно,   с использованием языковых средств, приобретая собственный стиль речи.

Прекрасные условия для развития речи складываются во время очных и заочных экскурсий, походов и путешествий, где возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов,  живописцев, музыкантов, постигается  искусство видеть, слышать, чувствовать жизнь, сопереживать.

Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, так как саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи.  И, конечно же,    нужно бережно относиться к любой творческой работе и ценить каждую.

Вовлеченность всех в образовательный процесс позволяет реализовать

цели  на каждом этапе урока и улучшает его   результативность.

Групповая работа, работа в парах  и индивидуальная, грамотно  организованная учителем, дает возможность даже учащимся со слабой познавательной активностью почувствовать себя в роли лидера, человеком особой значимости,   отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение в школе обновленного содержания образования    направлено на  формирование конкурентоспособной личности, на воспитание каждого ученика,  способного реализовать свои умения и навыки и занять  достойное    место в обществе.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*