Лазарева Акбота Лазаревна
Школа-лицей № 7
имени Каныша Сатпаева
Радости семейного чтения Как возродить семейное чтение
Заведующая методическим объединением учителей русского языка и литературы,учитель русского языка и литературы
В современном обществе перед семьёй очень остро стоят проблемы выживания. Нестабильная ситуация в экономике, политике, постоянная необходимость решения финансовых проблем – всё это отодвинуло на задний план развитие отношений в семье. Произошла утрата семейных ценностей, воспитание ребёнка и формирование его как личности перестало являться важной задачей для родителей, они переложили эту функцию на школу, кружки, общество. Однако именно в семье ребёнок получает первые навыки выстраивания взаимоотношений, учится общаться с окружающим миром, формирует свои ценностные ориентиры. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания. Он приобретает основные умения, навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир Привычка читать так же закладывается в самом раннем детстве. Родители, обеспокоенные тем, что их ребёнок не хочет читать, часто обращаются за советом к специалисту: педагогу, психологу, библиотекарю. На встречный вопрос, часто ли сами они читают дома книги, почти все родители дают отрицательный ответ. Стоит ли удивляться тому, что ребёнок отказывается проводить время с книгой, если никто из взрослых, с которых он берёт пример, никогда сам не делает этого? Одним из способов воспитания подрастающего поколения, проведения совместного досуга и внутрисемейного общения издавна являлось семейное чтение. К сожалению, традиции семейного чтения в наше время были почти полностью утрачены. По словам Президента Республики Казахстан К.Токаева, результаты авторитетных международных исследований показывают, что у казахстанских школьников не на должном уровне развиты навыки читательской грамотности. «Здесь я хотел бы заострить ваше внимание на содержательной стороне школьного образования. Поэтому привитие высокой культуры чтения, развитие читательской грамотности должны стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в казахстанских школах. Интерес к чтению, познанию окружающего мира через книги должен формироваться у детей со школьной скамьи, а библиотека должна быть местом средоточия этого интереса, проводником в этот увлекательный мир книг», — сказал Касым –Жомарт Токаев на четвертом заседании Национального совета общественного доверия. Если обратиться к истории семейного чтения, то его расцвет приходит на XIX век. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». XXI век. Налицо функциональная неграмотность населения, подмена осмысленного полноценного процесса чтения беглым, механическим чтением. Школа отмечает, что уровень чтения школьников не только не растёт по мере взросления, но и заметно снижается к старшим классам. Ребёнок перестает воспринимать чтение книги как вариант проведения приятного досуга, как важный элемент приобретения знаний, как повод для общения и обсуждения. Книга становится обузой и наказанием. Перед педагогом встаёт двойная задача — воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей задача более трудная, чем воспитание детей — читателей.
Принципы работы с родителями
- Доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
- Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Учитель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.
- Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Динамичность.Необходимо быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
- 1 этап – подготовительный
- Родительские онлайн-собрания «Чтение –дело семейное»
- Вместе с родителями на собрании можно составить «Заповеди чтения»:
- Прививайте детям интерес с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги.
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте иногда, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
- Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
- 1 этап – подготовительный
- Анкетирование родителей /2,5 и 8 классы/
- На первый вопрос: Есть ли у вас дома детская библиотека?
- 92,5% семей ответили, что имеют дома детскую библиотеку,
- но есть и такие семьи, где нет детских книг -7,5%;
- Часто ли Вы покупаете книги ребенку?
- Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;
- Многие из Вас руководствуясь, при покупке книгеобращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;
- На вопрос, как часто Вы читаете книги детям, 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;
- 5% читают крайне редко;
- 2,5% вообще не читают;
- лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день.
- На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;
- 22,5% родителей по своей инициативе;
- О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;
- и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;
- Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.
- 1 этап – подготовительный
- Разработка памяток и презентаций «Научите ребенка любить книгу».
Этапы работы с учениками
2 этап – основной
1.Создание буклетов уже стало в нашем городе доброй традицией.
Учителями –словесниками школы-лицея №7 была создана обширная база буклетов, которые , разграничив по возрастным особенностям, мы предлагаем в чатах классов и в родительской среде
2 этап – основной
Создание буктрейлеров учениками 8-10 классов
Фотоконкурс — «Пойман за книгой» / 2 класс/
Читаем младшим братьям и сестрам
Челлендж- Читающая мама
Литературные викторины
3 этап – итоговый Номинации
- Лучшая семейная библиотека
- Читающая династия
- Самая читающая семья
Обращение к педагогам
Найдите время и
- сотрудничайте с библиотекарями вашей школы и вашего населённого пункта;
- организуйте в школе регулярное чтение для получения удовольствия, включите это в ваш учебный план;
- беседуйте постоянно о книгах и чтении со своими учениками,
- информируйте родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть предоставлена в виде списка литературы для чтения на каникулах.
Узнайте больше что
интересуют подростков больше всего в
журналах, на Web-сайтах, на видео.
- Прочитайте сами эти материалы;
- совместите свои консультации с наиболее удачным опытом и традициями семейного чтения;
- выясните увлечения отдельных подростков вне стен класса и свяжите эти увлечения с их чтением;
Возможно, кто-то возразит, что всё это нереально, сложно, требует много времени, сил. Но ведь мы не должны ставить перед собой, учениками, родителями только лёгкие цели, не требующие преодоления значительных трудностей.
Дерзайте! Творите! Удивляйте! Добивайтесь! Улыбайтесь! Сотрудничайте!