Home » статьи » Художественное воплощение темы ВОВ в литературе 20 ВЕКА

Художественное воплощение темы ВОВ в литературе 20 ВЕКА

Сауле Рахимгалиева,
учитель русского языка и литературы ООШ №141
г Алматы.

«Судьба человека» углубляла литературную традицию и открывала новые перспективы художественного воплощения темы войны. Если в конце сороковых – начале пятидесятых годов произведения, посвященные подвигу народа на войне, были редким исключением, то во второй половине пятидесятых годов интерес к этой теме становится все более активным. Шолохов взглянул на события войны и судьбу народа с высоты современности и осмыслил избранную тему как актуальную. Обращаясь к прошлому, писатель думал о настоящем и пытливо вглядывался в будущее. Надо полагать, что художник обратился к событиям военного времени не только потому что не изгладилось впечатление от случайной встречи с шофером, сильно его взволновавшей. Главным и определяющим было другое: война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современности. В мировой литературе сороковых-пятидесятых годов трудно назвать какое-нибудь значительное произведение, в котором не затрагивалась бы тема войны: война доводит до крайней черты противоречия современного общества.

Шолохов назвал своё произведение рассказом, но совершенно ясно, что по широте обобщения и типизации это произведение скорее можно отнести к жанру эпопеи.

Композиционно история Андрея Соколова распадется на три части: довоенная, военная и послевоенная. И в каждой из них пронзительно звучат две темы: гуманистическая и трагическая. Самое поразительное в рассказе это – сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи , потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, — трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова – не убили в нём “человека”. Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаёшь, что в его образе обозначена судьба целого поколения. Рассказ вызывает те только грустные, но и радостные чувства, потому что все тяжелейшие удары судьбы не смогли убить его душу. И, наверное, можно сказать , что рассказ Шолохова – о преодолении героем трагизма жизни благодаря силе воли и красоте человеческой души.

Только совсем недавно мы стали открыто говорить об огромных,  зачастую совершенно напрасных жертвах Второй мировой войны. Говорить о том, что её вообще могло не быть, окажись политика Сталина по отношению Германии более дальновидной; о нашем совершенно безнравственном отношении к своим соотечественникам, побывавшим в немецком плену… . Судьба героя включается в широкий поток исторического бытия. Встаёт проблема, мимо которой не прошёл ни один крупный художник.  Речь идет о том, как сложились судьбы тех, кто прошёл через горнило войны , чем встретила их мирная жизнь, вознаграждены ли они были за подвиги, и страдания, сбылись ли их надежды, взлелеянные на передовой, какие уроки они вынесли из войны и какая роль им принадлежит в делах и заботах послевоенного мира. Надо сказать, что в судьбах этих героев,
в эмоциональном колорите, в котором были выдержаны характеры, ощущалась определённая достоверность: действительно, люди истосковались по мирной жизни, их энергия была отдана восстановлению страны, которое они считали своим историческим и личным делом. Нельзя, конечно, полагать, что его судьба, дела и настроение совершенно ничего не говорили о судьбах, делах и настроениях тех , кто сражался за родину и вернулся домой. Но говорили , к сожалению , очень мало, создавали ложное представление о масштабах народного подвига, о мере испытаний, перенесённых ими, вселяли представление о том, что восстановить разрушенное, залечить раны дело не такое уж трудное , а историческая миссия советского народа, спасшего человечество от фашистского порабощения, была выполнена легко, не потребовала суровой платы. Некоторые словно бы позабыли, что правда эпохи и правда об эпохе не получат исчерпывающего выражения в параде победы, венчавшем подвиг народа на войне. Это будет лишь символ эпохи, но не реалистическая картина времени с его героизмом и страданиями, с его победами и утратами, с его достижениями и нуждой. Как устроился после войны, какие идеи исповедует, о чем мечтает человек, вернувшийся с фронта, и рассказывают  эти писатели. Их  герои – люди разных социальных биографий и возрастов. Одни из них были солдатами фашистских армий, другие сражались в союзных войсках. Но есть и нечто общее в их судьбе: послевоенная действительность не приняла их, и они не приняли её. Вернувшись домой, они задумались над смыслом жизни. Лишения и опасности фронта сделали острой тоску по неприхотливым радостям мирного времени. Шолохов тоже мог бы сказать , что ему  «удачу принесло» то, что он встретил «хорошего человека и хорошего мальчика» и что, написав рассказ, он донес до читателя свой жизненным опыт. Расстояние между «своим жизненным опытом» и «хорошим стариком и хорошим мальчиком» не является таким уж большим. Он, избирая «исповедь героя» в качестве основной формы художественной реализации замысла, не погружает свои мысли в подтекст, а высказывает их прямо, как собеседник и героя и читателя. Рассказ о жизни Андрея Соколова перерастает в размышления о народе и его историческом пути, о человеке и его судьбе. Автор – не безучастный слушатель, он, потрясённый скорбной повестью о жизни , о невозвратимых утратах собеседника, размышляет о его судьбе и судьбах народа, задумывается о человеке, о его силах и возможностях, о его долге и праве. Авторская мысль расширяет горизонты повествования. Сострадание, которым был охвачен автор, не придал рассказу сентиментальной окраски, ибо поведанное. Призыв человека – преодоление трагедии даже в самой трагедии. Жизнь человека ,судьба его народа – живой пример новейшей истории, которая призывает человечество к мужеству. Во время Великой Отечественной Войны погибло  очень , очень много людей. Каждый четвёртый… Не важно , будь то наш или враг. Все равно гибли люди, которых Бог создал не для того, чтобы они шли друг на друга. Очень много людей… А нужны ли были эти потери? Нужна ли была вообще война? Ведь можно было обойтись и без этого. Но нужна была власть. Нашими врагами правила жадность. И чтобы принесла им эта сила? Принесла бы то, что может заменить счастье? Ничего подобного. Сейчас все, кто раньше оступился это понимают, хотя бы догадываются, но этого мало. Нужно было понять еще тогда, когда жертвовали своей жизнью ради ничего. Если бы наша земля могла плакать, то она бы залила все своими слезами. Из-за каждого умершего она бы лила слезы, из-за каждой капли крови. А когда бы война закончилась, она бы все равно продолжала плакать. Из-за ужаса, который навсегда поселился в каждом сердце. И одновременно из-за счастья, которое наконец стало доступным. Война нанесла столько ран, что нельзя сосчитать. Каких больше?.. Наверно, душевных. Физических ран хватает, но они заживают и от них остаются только шрамы. А от душевных избавиться невозможно. Они уже становятся частью души… Это ужасная трагедия сломала столько душ… Каждую, которая не успела укрыться и защититься. Она сломала судьбы всех, кто осмелился противостоят ей. То есть, война сломала всех наших людей, которые были там… Представьте себе, какую огромную цену заплатили наши предки за светлое будущее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*