Home » статьи »       Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании общепрофессиональных дисциплин.

      Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании общепрофессиональных дисциплин.

Мукашева Динара Омиржановна
преподаватель специальных дисциплин
многопрофильного колледжа при 
КУ имени Ш.Уалиханова. г. Кокшетау

          Прогнозируя урок, исхожу из мысли об общеизвестном положении о включении учащихся в деятельность. Данная идея системно — деятельностного подхода пронизывает буквально все известные мне технологии.  Психолог С.Л.Рубинштейн: «Личностные, психические свойства ребенка, его способности, черты характера проявляются и формируются в ходе собственной деятельности ребенка…», известна народная мудрость «если расскажешь –   я забуду, если покажешь – может быть, я запомню, если вовлечешь – то точно не забуду». Вся теория воспитания педагогики гласит, если хочешь воспитать нравственность – пусть ребенок делает добрые дела, если хочешь, чтобы был трудолюбивым – включай его в труд, если хочешь, воспитать гражданственность   — включай в реальные полезные дела и так можно продолжать по формированию любого качества человека.

В основе воспитательных систем разных времен и народов —  системно-деятельностный подход, вспомним дидактическую систему Л.В.Занкова, опыт и мастерство С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, концепцию Рудольфа Штайнера и Марии Монтессори и этот список можно многократно продолжать.                                     В частности,  системно-деятельностный подход лежит в основе развивающего обучения  дидактической системы Л.В.Занкова и предполагает организацию учебной деятельности ребенка как  решение системы учебных задач, а значит осуществления так называемых учебных действий, когда учащийся самостоятельно или под руководством учителя выписывает, подчеркивает, выделяет главное и существенное, проводит опыты, сравнивает, обобщает, открывает законы и правила, таким образом,  главной функцией ученика становится собственная мыслительная  деятельность, а не просто восприятие и запоминание информации. Поэтому, говоря о реализации системно-деятельностного подхода в обучении, я не претендую на определенную новизну, а лишь убеждаюсь в верности, целесообразности этого общеизвестного принципа педагогики.

«Веер» методов обучения и современных технологий позволяет отбирать для урока оптимальные способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Так, например, технология развития критического мышления через чтение и письмо, предлагает нам прекрасные приемы работы с текстом, когда учащийся включается в работу, мыслит, сравнивает, отбирает, систематизирует, поэтому, использую составление кластера учащимся, прием инсерт, зигзаг, свободное письмо, «синквейн», заполнение таблицы ЗХУ, «карусель», «галерея» и др.

Очень эффективны, на мой взгляд, ролевые и деловые игры. Надолго                         в памяти остаются эти занятия, студенты сами говорят: «А помните, вы распределяли нас на подгруппы, роли, мы защищали задание, спорили, зарабатывали баллы, определяли первенство».  Разработанные признаки деловой игры: имитация определенной ситуации, атмосфера неполной информации, общение, взаимодействие, распределение ролей, провокационные постановки, элементы театрализации и др.  очень стимулируют студентов к активной учебной работе, вырабатывают учебные и профессиональные навыки.  В дальнейшем хочу продолжить разрабатывать и применять учебные деловые игры на уроке.  Очень хорошо описана технология применения ролевых, деловых игр и других методов активного обучения в книге С.А. Мухиной и А.А. Соловьевой «Нетрадиционные педагогические технологии в процессе обучения».

Следующим по эффективности хочется отметить методику КСО, коллективные способы обучения. Вся методика КСО – это включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность: работа в парах сменного состава, взаимообучение, взаимоконтроль. Многократно повторяя материал, пересказывая друг другу, составляя план или схему, или конспект, учащиеся сами признают продуктивность такой работы. Однако заметила, что есть группы, которые с радостью и легко осваивают групповые и коллективные способы обучения, а есть коллективы, привыкшие сидеть за партой, ничего ни делая, и здесь уже учителю стоит «потрудиться», приучить, поработать с такими отдельными учениками лениво отзывающимся на подобные предложения.

Системно-деятельностный подход предполагает преподавание дисциплины таким образом, чтобы данная наука представлялась учащимся как единое целое. Каким образом привести детей к пониманию этой целостности? Это возможно, если рассматривать с одной стороны изучаемый объект как систему, т.е. совокупность элементов, связанных между собой, и с другой стороны, что данный объект является частью, элементом другой системы. Исключая разрозненность фрагментов, подчеркивая важность понимания учащимися роли того или иного раздела в общей системе знаний                                          В.Ф. Шаталов, сравнивает процесс овладения знаниями с рассматриванием картины, когда мы изучаем картину сначала целиком, «осмысливая общий пафос художественного произведения», а затем начинаем рассматривать детали. Поэтому, например, изучая в педагогике, понятие метод обучения, рассматриваем его с одной стороны во взаимосвязи с другими явлениями, как части, элемента общей системы, как центрального звена дидактической цепи между целью и результатом обучения.  С другой стороны, выделяем, что сам метод есть некая система приемов и средств обучения, имеющая сложную структуру.

Таким образом, отбирая из широкого диапазона современных технологий наиболее оптимальные методы, позволяющие удивлять учащихся новым построением урока, включать учащихся в самостоятельную мыслительную деятельность, мы решаем известный риторический вопрос: «Как бороться со скукой?»  и создаем условия, при которых студент, направляющийся на урок будет предвкушать, а что сегодня нового будет на уроке?

Использованная литература:

  1. С.А. Мухина, А.А. Соловьева «Нетрадиционные педагогические технологии в процессе обучения» М,2008
  2. Столяренко Л.Д. Педагогика Ростов-на-Дону, 2003г.
  3. С.А. Мухина и А.А. Соловьева «Современные инновационные технологии обучения» М,2008
  4. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. -№2. — http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*