Home » статьи » Сплочение классного  коллектива как активного творческого звена

Сплочение классного  коллектива как активного творческого звена

г.Алматы Жетысуский район КГУ ОШ №102
учитель начальных классов
Жанадилова Наталья Бахтияровна

Ключевая роль в решении воспитательных задач принадлежит классному руководителю. Он назначается для координации деятельности классного коллектива из числа учителей-предметников, преподающих в данном классе.

Деятельность классного руководителя предполагает ежедневный контакт с учащимися, поэтому для дальнейшей успешной работы необходимо найти общий язык с классом.

Первая встреча учителя и учащихся является значительным событием, к которому необходимо тщательно готовиться.

Для многих профессий одежда не имеет особого значения, у педагога – это элемент воспитания. Необходимо позаботиться, чтобы она соответствовала возрасту, фигуре, обстановке.

Для создания атмосферы взаимного доверия и уважения лучше говорить, не заглядывая в записи. Правильно построенная речь поможет привлечь внимание аудитории и найти необходимый контакт.

От того, какое впечатление произведет учитель на детей, будет зависеть успех дальнейшей совместной работы. Поэтому первое выступление перед классом должно быть продумано до мелочей. Прежде чем приступить к его подготовке, необходимо как можно больше узнать об учениках. Выступление лучше записать, чтобы была возможность поработать над его содержанием и стилем (например, следует избегать длинных и сложных предложений, обратить особое внимание на правильное произнесение имен, иностранных или других трудных слов).

Каждый педагог, в том числе и опытный, может оказаться в непредвиденной ситуации. К примеру:

  • Незадолго до 1 сентября учитель узнает, что он назначен классным руководителем не того класса, в котором ему обещали классное руководство в конце учебного года.Может случиться, что с первого взгляда класс не понравится. В этот момент педагог не имеет права на ошибку и не должен показывать разочарование. Ему необходимо сказать самому себе, а также ученикам и коллегам, что класс интересный и с ним хочется работать. Должен быть оптимистический настрой.

Факторы, влияющие на формирование положительной социальной среды

Комфортная обстановка. Наличие кабинета, где происходит общение с одноклассниками, встречи с администрацией, общие собрания, праздники, подготовка к мероприятиям.

Сотрудничество и взаимодействие педагогов, работающих в классе. Необходимо, чтобы деятельность педагога и учителей-предметников была совместной. Инициирует и организовывает этот процесс классный руководитель.

Взаимодействие классных коллективов. Нередко классные руководители препятствуют контактам сильных классов с более слабыми. Это приводит к  негативным явлениям, вызывает высокомерие, агрессию, и в итоге ранее благополучный класс, получив урок пренебрежения, становится менее успешным, неуправляемым и конфликтным.

Сплочение класса

В работе актива большое значение имеет практическая помощь классного руководителя. Следует учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей.

В начале учебного года классный руководитель проводит собрание класса, где знакомит учащихся с правилами совместной работы.

Необходимым условием формирования ученического коллектива является организация самоуправления и выборы актива. В состав актива обычно входят учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди товарищей. Они должны знать свои обязанности.

Деятельность классного коллектива

Создание благоприятной психологической атмосферы – важнейший воспитательный результат.

Существенное влияние на позитивную деятельность классного коллектива оказывают малые группы, в которые объединяются ученики по взаимным симпатиям и интересам. Интересы могут быть самыми разными: занятия спортом или танцами, творческие студии. Как правило, эти ученики являются лидерами, успешно учатся, у них хорошая посещаемость и поведение. В эти группы можно вовлекать и других детей, желающих заниматься творчеством.

Индивидуальная работа с учащимися

В процессе индивидуальной работы необходимо

  • установить личностный контакт с детьми;
  • постоянно проявлять интерес к учащимся;
  • найти позитивный контакт с родителями;
  • разработать коллективные мероприятия с учетом интересов и возможностей каждого ученика;
  • создавать на каждом этапе деятельности положительный эмоциональный фон;
  • содействовать повышению самооценки учеников, особенно неуспевающих, вовлекая их в различные виды деятельности.

Особый подход требуется к учащимся с девиантным поведением.

Классному руководителю следует контролировать поведение таких детей не только в процессе обучения, но и во внеурочное время, вовлекать их в коллективную деятельность.

Работа с родителями

К сожалению, отношения с родителями во многих ситуациях оставляют желать лучшего. Только хорошо продуманная совместная работа создает прочную базу для заинтересованного сотрудничества и способствует успешному обучению и воспитанию.

Можно использовать такой прием, как открытое письмо родителям: выразить благодарность родителям за воспитание ребенка или напротив – перечислить замечания, на которые родители должны обратить внимание.

Особенное значение имеет конструктивный диалог педагогов и родителей в первый год обучения.

Самая распространенная форма работы – родительские собрания. Целесообразно составить план их проведения на весь период обучения.

Собрания могут иметь различную тематику и должны быть подготовлены на соответствующем интеллектуальном и эмоциональном уровне.

Документация класса

Ведение классной документации – неотъемлемая часть работы классного руководителя. Главным инструментом при осуществлении воспитательного процесса является воспитательный план.

Этапы построения плана:

  • Определение уровня воспитанности и развития класса.
  • Планирование видов внеклассной работы с учетом всестороннего развития учащихся.
  • Составление плана воспитательной работы. Если основные виды внеклассной работы на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно расположить их в хронологической последовательности.

Всю эту работу классный руководитель предварительно осуществляет сам. Составленный план необходимо обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей задачей на предстоящий учебный год.

Наряду с этим классный руководитель несет ответственность за ведение классного журнала, личных дел учащихся.

Некоторые классные руководители ведут дневники – специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2–3 страницы. Если записи делаются регулярно, классный руководитель имеет возможность наблюдать за развитием своих воспитанников и принимать своевременные меры по улучшению воспитательной работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*