Home » статьи » Воспитание культуры подведения младших школьников

Воспитание культуры подведения младших школьников

г.Алматы Жетысуский район
КГУ ОШ №102 учитель начальных классов
Асимова Гулистан Ашимовна

Прогресс достиг небывалых высот, жаль только, что нельзя сегодня похвастаться таким же ростом культуры. Сегодня мы поговорим о культуре поведения людей. Нам всем знакомы правила этикета. Речь не о тонкостях, как, например, отличить закусочный столовый прибор от десертного или как вести себя на королевском приеме. Нет, мы поговорим о самых элементарных нормах и правилах, знакомых каждому, независимо от образования и даже воспитания. Многие из нас, попадая в дорогой ресторан или присутствуя на важной деловой встрече, чувствуют себя неловко. Это происходит из-за того, что мы точно не знаем, как правильно себя вести.

Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Нужно понимать, что, например, в средние века или во времена античности правила поведения в социуме были совсем другими. В старину мудрецы и старейшины пользовались уважением, и их наставления не вызывали никаких сомнений. Правила поведения были нужны, так как люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой – ограничивал бы действия, которые могут нанести вред. Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах и что делать ему категорически запрещается.

Предлагаю   сообщение о том, когда же появились первые нормы правил поведения.

….Вопрос поведения в обществе поднимается человеком с древнейших времен. Древнеегипетское литературное произведение «Поучения Кагемни» в жанре поучения было создано в эпоху Древнего царства и излагает правила хорошего тона в виде наставлений взрослого молодому поколению. В форме беседы излагаются некоторые нормы поведения для свободного человека, как вести себя за общим столом – нужно сдерживать свой аппетит, но не обижать презрением не следующих этому правилу; стараться не быть болтливым и высокомерным.

Не всегда человек получает хорошее воспитание в семье или в детском саду и школе. Но учиться никогда не поздно, и привить себе полезные привычки можно и в зрелом возрасте. Если вы будете с уважением относиться к окружающим, вы почувствуете, каким приятным и интересным может быть общение с другими людьми. А научившись соблюдать законы, бытующие в окружающем мире, человек становится полноценной личностью. Он входит в коллектив, в общество, уже умея вести себя адекватно ситуации.

Все мы стремимся произвести хорошее впечатление, даже если и не осознаем этого. Вряд ли кто-то обрадуется репутации хама и невежи. К счастью, быть вежливым не так уж сложно, надо лишь соблюдать элементарные правила этикета.

Так что такое этикет?

Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры.

В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV – гостям раздали карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определенные своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времен.

Принято считать, что классические системы этикета сформировались в Англии и Франции. На приемах при дворе короля Франции Людовика XIV гостям раздавали карточки (буквально – этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Однако само понятие «этикет» как свод определенных правил поведения людей зародилось гораздо раньше. Европу вряд ли можно назвать родиной этикета. До наших дней дошли памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и дипломатическими церемониями. Сохранились многочисленные записи на глиняных табличках древних шумеров, которые имели обыкновение фиксировать всё, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству (такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати).

В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был знать правила общения с представителями и высших, и низших каст.

В Древнем Китае к 1-му тысячелетию до нашей эры были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах – «Чжоу-ли» («Чжоуские церемонии»), «И-ли» («Обрядник») и «Ли-цзы» («Записки о церемониях»). Эти тексты представляют собой сборники правил поведения, проведения различных обрядов и регламентируют всю общественную жизнь до мелочей в соответствии с иерархической системой Древнего Китая.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Внешняя культура поведения – это взаимодействие личности с окружающей ее средой. Она выражается в контактах с миром – коллегами, друзьями, родными, в соблюдении правил этикета и прочих социальных норм. То есть внешняя и внутренняя культура – это повседневные формы нашего поведения: словом, всё то, что мы делаем, оказавшись внутри окружающего мира, и даже задолго до этого момента.

Таким образом, как вы уже поняли, внешняя культура – это не только то, как мы обходимся с другими людьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*