Home » статьи » Проблема эмоционального выгорания педагогических работников и способы его преодоления

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников и способы его преодоления

Аубакирова Индира
Педагог-психолог
ГККП «Ясли-сад № 101»
г. Алматы

 

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) давно привлекает внимание ученых различных стран. Интерес к его изучению возник                                 в зарубежной психологии в 1970 -ых годах XX века. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание»), «синдром сгорания сотрудников» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в эмоционально насыщенной атмосфере в общении с клиентами и пациентами, при выполнении профессионального долга. «Выгорание» было описано им как истощение, вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам, как ухудшение психического и физического самочувствия в результате истощения энергии в процессе перегрузки проблемами других людей.[1]

Определенный вклад в исследования  «эмоционального выгорания»  внесла группа ученых под руководством социального психолога Кристины Маслач.[2] Они выделили три основные составляющие:

Эмоциональную истощенность (наличие чувства эмоциональной опустошенности и усталости от работы);

Деперсонализацию (циничное отношение к труду и объектам своего труда);

Редукцию профессиональных достижений (возникновение у специалиста чувства некомпетентности и осознание неуспеха в выбранной профессии).

Следует также отметить, что их достижением является сформулированный вывод: «эмоциональное выгорание — результат несоответствия между личностью и работой», который был единодушно принят научным сообществом.

         Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [3].

Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий (педагоги, социальные работники, психологи, юристы, полицейские и др.). Человек начинает испытывать чувство внутренней опустошённости, в связи с необходимостью постоянных контактов с другими людьми, испытывающими негативные эмоциональные состояния. К данной категории сотрудников относятся педагоги, т.к. в условия их работы входит общение и взаимодействие с самыми разнообразными людьми, нет возможности выбора определенных людей, большое количество контактов в течение рабочего дня, необходимость сопереживания негативных состояний других людей, оказываясь непроизвольно вовлеченными в них, они  испытывают повышенное эмоциональное напряжение.

Последствия эмоционального выгорания могут привести к значительному ухудшению психического и психологического здоровья. Также, последствия эмоционального выгорания способствуют возникновению различного рода расстройств и заболеваний психики, ведут к возникновению сильнейшего стресса и пр. [4].

По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса – профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение – и в целом отрицательно сказываются на профессиональном развитии личности.

Стрессоры, обусловленные условиями педагогической деятельности: необходимость быстрого переключения в процессе работы; монотонная работа; обязанность работать дома; перегрузка (внеурочной деятельностью, уроками); материальные затруднения. 2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам: нехватка времени; разочарование в выборе профессии; трудности в общении с учениками (воспитанниками), коллегами, родителями; нехватка знаний; «сгорание» на работе [5]. Указанные выше факторы со временем могут приводить к разочарованию в выбранной профессии, что сопровождается инициацией профессиональной деформации, которая проявляется развитием специфического жаргона, раздражением при общении с учениками, коллегами, родителями, демонстрацией собственной значимости.

Личностным ресурсом преодоления и снижения риска появления выгорания является высокий уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это совокупность ментальных способностей, обеспечивающих распознание, понимание и управление, как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения поставленной цели. Развитие эмоционального интеллекта, управление собственными эмоциями и эмоциями других людей позитивно влияет на межличностное взаимодействие, снижает риск возникновения профессиональных деструкций [6].

Восстановлению эмоционального иммунитета также способствует:  структурирование и организация рабочего места; оптимизация профессиональной нагрузки; разъяснение сотруднику его места в организации, функций, прав и должностных обязанностей;       создание благоприятного психологического климата в коллективе; поддержание дружественных отношений с коллегами; обсуждение с сотрудниками критериев и перспектив профессионального роста; избежание чрезмерной конкуренции; создание и поддержание корпоративных традиций (деловой стиль одежды, совещания с коллегами, совместный отдых и т. д.); введение форм морального и материального поощрения; создание условия для профессионального развития [7]. Еще одним способом профилактики эмоционального выгорания является поддержание себя в хорошей спортивной форме, правильный отдых, соблюдение режима сна, сбалансированное питание. Таким образом, эмоциональное выгорание является не просто результатом стресса, а следствием неуправляемого стресса. Эмоциональное выгорание характеризуется безразличием, эмоциональным истощением, ощущением собственной некомпетентности, негативным профессиональным самовосприятием. Выгорание приводит к неуверенности, чувству невостребованности, дистанцированности от коллег, раздражению, разочарованию по отношению к работе.

Проблема психического выгорания в социальных профессиях стала особенно актуальна в последние годы. На это указывали и указывают как исследователи начала и середины XX века, так и современные авторы, занимающиеся разработкой данной проблемы.

Профессия педагога относится к тем профессиям, которые более всего подвержены синдрому эмоционального выгорания. Деятельность педагогов характеризуется большой напряженностью, конфликтностью, выражением различных эмоций, приводящих к тем или иным негативным последствиям, что является фактором, повышающим вероятность появления синдрома выгорания. Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности в высокой степени зависит также от мотивации работы. Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом (сверхмотивация) — долгое время, помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того результата, которого ожидали. При столкновении с трудностями их уверенность в своей компетенции снижается, уменьшается адекватность восприятия своих действий как правильных, вследствие чего у работника начинается кризис. Многие в этом случае бросают свою работу и «ищут себя» в других сферах деятельности, оставив за спиной эти непреодолимые трудности.

В профессиональной деятельности педагогов особое значение имеет эмоциональный компонент социального взаимодействия. Напряженность, эмоциональная насыщенность работы медработника повышает вероятность возникновения признаков выгорания. После осознания определенных эмоциональных и физиологических проявлений симптомов выгорания повышается потребность справляться с нарушением здоровья.

Эмоционального выгорания в деятельности педагогов определяется также необходимостью принятия профилактических мер по предотвращению выгорания. Необходимо научиться выставлять приоритеты и изменять образ жизни, внося перемены в  повседневную рутину. Необходимо начать обретать контроль над собой — снова зажечь в себе установку на то, что  работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать нас, развивать наши личные ресурсы.

Необходимо научиться рассчитывать, распределять  нагрузки; уметь переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе, а также помнить, что работа – это всего лишь часть жизни, — это должно помочь адекватно отнестись к появлению симптомов эмоционального выгорания и попытаться своевременно внести коррективы в свою жизнь.

Список литературы:

  1. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности: Монография. – Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 330 с.
  2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]:Статья 1978. Гринберг Дж.
  3. Управление стрессом.7- е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496с.
  4. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. //Новые исследования [Текст]: – М.: Наука, 2008. – 157с
  5. Винокур В.,Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. – СПб. Издательство СПб ГУ, 1997. – № 11. – С. 28.
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*