Республиканский семинар «Социализация и адаптация детей раннего возраста»
28 октября 2021 года в соответствии с годовым Планом Республиканского центра «Дошкольное детство» на 2021 год проведен республиканский семинар «Социализация и адаптация детей раннего возраста».
В работе семинара приняли участие методисты областных, районных, городских методических кабинетов (центров), руководители, методисты и педагоги дошкольных организаций. Всего было охвачено более 7 000 участников из 17 регионов республики.
С презентацией «Социализация детей раннего возраста» выступила старший эксперт отдела дошкольного воспитания и обучения Республиканского центра «Дошкольное детство» Бликова Ж.Б. Участники семинара были ознакомлены с процессом социализации согласно ГОС ДВО и выделены основные задачи данного процесса в дошкольном воспитании и обучении детей:
— облегчение процесса социальной адаптации ребенка в условиях дошкольной организации: создание комфортных условий (предметно-пространственная образовательная среда);
— активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;
— развитие самостоятельности, формирование первоначальных навыков самообслуживания;
— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам позитивных взаимоотношений с окружающими;
— воспитание доброжелательного отношения и эмоциональной отзывчивости к близким людям, растениям и животному миру.
Охарактеризовала структурные компоненты и факторы, влияющие на успешную социализацию детей раннего возраста, отметила востребованность работы с родителями в этот период и наличие разнообразных форм сотрудничества с ними.
Озвучены особенности адаптационного процесса и были заслушаны выступления из опыта работы педагогов-практиков дошкольных организаций.
Так, спикеры из Акмолинской и Северо-Казахстанской областей (Бекенова М.Д., Жоламанова А.К.) акцентировали внимание на особенностях развития детей раннего возраста. В ходе выступления Ахаевой Н.В., директора валеологической специализированной школы-комплекса для одаренных детей Восточно-Казахстанской области, были отмечены тенденции, риски и пути их решения в воспитании детей до 3 лет. Спикеры Карагандинской области (Митренко Т.В.) и Павлодарской области (Рустемханова А.С.) остановились на проблеме адаптации и создании условий для первичной социализации детей раннего возраста в дошкольной организации и необходимости психолого-педагогической работы с родителями в этот период для успешной адаптации. Опираясь на традиции народной педагогики, Шамшаева Л.А. (Кызылординская область) остановилась на вопросах нравственного воспитания детей с раннего возраста.
В заключении семинара прозвучал вывод: от того, как пройдет социализация детей раннего возраста, зависит их дальнейшее физическое и психическое развитие, комфортное проживание в условиях дошкольной организации и семьи.
По итогам работы семинара были выработаны рекомендации.
Республиканский центр «Дошкольное детство»