Ахметбекова Жанна Амангельдыевна
Преподователь кафедры «Обязательное
фортопиано, концертмейстр.
Казахский Национальный университет
искусств. Нур-Султан
Концертмейстер в профессиональной подготовке учащихся – первый помощник педагога. От качества работы, опыта концертмейстеров зависит и уровень профессионального роста учащихся. Уходит много времени, прежде чем концертмейстер-новичок осваивается со спецификой дела, приобретает необходимые навыки.
Приступая к работе в дирижерско-хоровом классе, концертмейстер должен быть готов к роли исполнителя-иллюстратора сочинений, изучаемых студентами-дирижерами на уроках по их специальности и соисполнителем вместе со студентом от демонстрации собственной индивидуальности при исполнении сочинения
В отличие от аккомпаниатора, которому положено знать свою партию, и умело вести ансамбль, на концертмейстере лежит обязанность в помощи освоения музыкального материала студентом. Тут необходимы педагогические навыки и специальная эрудиция.
В процессе обучения в классе хорового дирижирования учащийся получает необходимые знания и навыки управления хором, оркестром. Искусство дирижирования, как и всякое другое музыкально-исполнительское искусство, развивается в процессе постоянного общения исполнителя со своим «инструментом», т.е. в процессе непосредственной регулярной работы дирижера с хором и оркестром. И этим «инструментом» в классных условиях являются пианисты-концертмейстеры. Ответственность на концертмейстере велика, так как своей игрой он воздействует на творческие устремления учащегося, на его вкус, способствует выработке принципиально важных навыков в решении художественных задач.
Сущность дирижирования заключается в том, что выражение идейно-эмоционального содержания музыкального произведения сочетается в движениях дирижера с волевым воздействием его на исполнителей, властно побуждающих их к реализации художественных замыслов дирижера[1]. И поэтому, важный момент работы концертмейстера в классе дирижирования состоит в умении подчиняться жестам, воли дирижера-студента и одновременно оставаясь в рамках пианистически грамотного прочтения произведения. Без знания основ исполнительской дирижерской техники (ауфтакт, тактирование, снятие и т.д.) функция концертмейстера является неполноценной. В этом и заключается отличие специфики концертмейстера в классе дирижирования от деятельности, к примеру, концертмейстера, работающего с вокалистами.
Нотная литература с которой придется работать концертмейстеру – это преимущественно переложения для фортепиано хоровых и оркестровых сочинений, а не специально написанная для фортепиано литература.
Произведения для хора а cappello подразумевают звучание хора без сопровождения. Основной задачей при исполнении хоровой партитуры на фортепиано является, возможно, более полное и совершенное раскрытие содержания хоровой звучности. Такие понятия, как владение певческим звуком (включающее в себя звукоизвлечение и звуковедение) интонация и тембр голоса, вокальный ансамбль должны быть хорошо известны пианисту-концертмейстеру, поскольку именно над воплощением этих характеристик ему и предстоит работать.
В хоровой музыке в большинстве все партии развиваются в плавном голосоведении. Основной задачей являются воспитание умения не только видеть последовательность аккордов, образуемых различными голосами, но также слышать движения каждого такого голоса и правильно отразить его в фортепианной звучности.
Основным способом звукоизвлечения в хоре является легато. Для достижения полноценного легато большую роль представляет подбор удобной аппликатуры. Неизбежность исполнения мелодического рисунка ограниченным количеством пальцев и необходимость достижения при этом связной игры определяет и характер аппликатуры.
Наиболее употребительные приемы:
- подкладывание первого пальца;
- перекладывание пальцев (перенос одного пальца через другой сверху);
- подмена пальцев (исполнитель, подменивая пальцы на нажатой уже клавише, ставит руку в удобное положение для дальнейшего движения).
Полноценное выполнение легато при помощи пальцевой техники доступно в ограниченной степени, это заметно при последовательности часто сменяемых аккордов. Запаздывающая педаль является наиболее часто применяемой. Особенно важна роль педали для обеспечения смысловой связи между аккордами при исполнении многоголосных партитур и партитур с широким расположением голосов.
Голосовые партии в хоре, переходя с одного звука на следующий, не могут удерживать звучание предыдущего. «Накопления» удержанных звуков в пении хора ограничено, это надо учитывать при исполнении хоровых партитур на фортепиано с педалью.
Исключения при исполнении на фортепиано:
- если аккорды или отдельные звуки являются буквально повторенным;
- если разные звуки проходят в средних голосах хора и представляют собой гармоническую фигурацию одного и того же значения.
Беспедальная игра используется для обогащения выразительности, особого тембра, исполнения стаккато, нон легато.
Иногда встречаются произведения, когда точное воспроизведение на инструменте оказывается невозможным, приходится идти на некоторые изменения нотного текста. Приемы:
1) в октавном унисоне выпустить второй голос;
2) пропуск выдержанного звука в отдельных голосах. Этот прием используется для освобождения руки для исполнения голосов в других партиях хорового произведения.
В деятельность концертмейстеров хорового класса входит исполнение произведений с сопровождением для хора (хоровые сцены из опер, оперные хоры), фортепианная партия которых является переложением оркестровой партитуры. Этим и объясняется специфика фортепианных партий: перегрузка фактуры, множество корявых, неудобных мест. «Фактурные облегчения необходимы в практике любого пианиста, поэтому полезно выработать для себя некоторые навыки, чтобы различные облегчающие изменения возможно было применять экспромтом, автоматически»[2]. Упрощения необходимые в особо трудных октавных, терцовых, аккордовых последованиях, репетициях. Степень упрощения определяется темпом. Любое облегчение правомерно лишь при условии сохранения образного смысла в музыке и достаточной полноте звучания. Не всякое облегчение связывается с изменением фактуры изложения, в ряде случае более удобное распределение какого-либо пассажа, аккордов, мелодического голоса между обеими руками позволяет достичь существенного упрощения технической задачи.
Наряду с партией фортепиано концертмейстер обязан осваивать и хоровую партитуру, так как при работе со студентом хоровую партию полагается исполнять концертмейстеру. Одной из главных задач для концертмейстера – заставить рояль звучать «оркестрово», это зависит от умения услышать, представить и воплотить на рояле различную тембровую окраску. Исходя из этого, задачи концертмейстера в дирижерско-хоровом классе значительно отличаются от традиционно концертмейстерских. На первый план выходит постоянный слуховой контроль над звуком как таковым и над звучанием сочинения в целом. Максимальное приближение звучания фортепианного переложения хорового или оркестрового произведения к оригинальному – главная цель концертмейстерской работы в дирижерско-хоровом классе.
Библиография:
- В. Живов. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика стр.48 — «Владос» 2018г.
- Виноградов К. О работе оперного концертмейстера. – стр.127.
- Е. Шендерович «О преодолении пианистических трудностей в клавирах», Москва, «Музыка», 1981;
- Н.В. Шелков «Хрестоматия по чтению хоровых партитур»
- А. Иванов-Радкевич «О воспитании дирижера», Москва, «Музыка», 1973;
- И. Полтавцев, М. Светозарова «Курс чтения хоровых партитур часть 1», Москва, «Музыка»
[1] В. Живов. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика стр.48 — «Владос» 2018г.
[2] Виноградов К. О работе оперного концертмейстера. – стр.127.