Home » статьи » ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Бекенжан Жанилаш Бексиыққызы
Каспийский университет технологий и инжиниринга
имени Ш.Есенова

Аннотация: В статье излагается вопрос, как сохранить психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки, также  как можно  развить эмоциональный интеллект, рассматриваются базовые эмоции, которые выделил американский психолог пол Экман, изучены эмоционально-интеллектуальные стратегии.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, драйверы: осознанности, самооценки, мотивации и адаптивности; стрессоустойчивость, эмпатия, самоактуализация, осознание эмоций.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня: нейрофизиологический,  экспрессивный,  субъективный.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Итак, эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

EQ основан на четырех факторах: самосознание, самоконтроль, эмпатия, управление отношениями. Важность коэффициента эмоционального интеллекта строится на понимании своих эмоций. Человек с высоким эмоциональным интеллектом знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми; умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими; стремится познавать и обогащать свой внутренний мир; умеет регулировать свои эмоции; умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих». Дэвид Р. Карузо. Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью психологии Запада. Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. Второе — улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Третье — управление своими эмоциями. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной. Четвертое — Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.

Важно помнить, что есть разница между обучением эмоциональному интеллекту и применением этих знаний в своей жизни на практике. Просто потому, что вы знаете, что вы должны что-то сделать, не означает, что вы это сделаете, особенно, если вы находитесь в стрессе, который нередко переопределяет лучшие намерения. Для того, чтобы навсегда изменить поведение и не поддаваться давлению обстоятельств, вы должны научиться непосредственно преодолевать стресс в жизни и в отношениях, чтобы оставаться эмоционально осознанным.

Способность находиться в контакте со своими эмоциям, ежеминутно осознавать изменения эмоциональных переживаний — ключ к пониманию того, как эмоции влияют на наши мысли и поступки. Если вы еще не научились справляться со стрессом, то это важно сделать в первую очередь. Когда вы научитесь управлять стрессом, то почувствуете себя более комфортно при контакте с сильными или неприятными эмоциями и измените привычный способ реагирования на чувства. Вы разовьете свою эмоциональную осознанность, изучив медитацию осознанности — она поможет вам войти в контакт с трудными эмоциями и управлять дискомфортными ощущениями. Осознание эмоций — это лишь первый шаг к их управлению. Для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект, вы должны научиться использовать эмоции для принятия конструктивных решений по поводу своих поступков. Когда вы чрезмерно подвержены стрессу, вы теряете контроль над своими эмоциями и способность действовать вдумчиво и надлежащим образом.

Таким образом, эмоции — важные составляющие информации, которая сообщает нам о собственном состоянии и состоянии других людей, но в условиях стресса, который выводит нас из зоны комфорта, мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Благодаря способности справляться со стрессом и оставаться эмоционально осознанным, вы учитесь принимать беспокоящие составляющие информации, не давая им оказывать влияние на ваши мысли и самоконтроль. Эмоциональная часть нашего мозга всегда работает, и даже если мы будем игнорировать ее сообщения, то окружающие люди не будут. Распознавание разнообразных невербальных сообщений, которые мы посылаем, существенно улучшают отношения.

Использованная литература:

  1. Кетс де Врис Манфред Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кетс де Врис Манфред. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 594 c.
  2. Стейн, С. Преимущества EQ: Эмоциональный интеллект и ваши успехи / С. Стейн. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2019. — 929 c.
  3. Шиманская, В.А. Геграфия эмоций с Монсиками. Курс развития эмоционального интеллекта детей 7-10 лет / В.А. Шиманская. — М.: Просвещение, 2018. — 683 c.
  4. Хлевная, Е. Развитие эмоционального интеллекта. Ежедневник / Е. Хлевная, Т. Киселева. — М.: Питер, 2016. — 464 c.
  5. Дэниел Гоулман: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ

Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*