Шигорбаева А.И., заместитель директора по
учебно-производственной работе
КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский высший медицинский колледж»
В связи с реформированием технического и профессионального образования, одним из ключевых вопросов является перевод подготовки обучающихся на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям.
Контингент обучающихся, с которым приходится сталкиваться преподавателям, это так называемое поколениеZилицентениалы. Его представители появились на свет вместе с массовым распространением гаджетов и дешёвого скоростного интернета, что определило их взгляды на мир.Поэтому внедрение современных информационных технологий обучения (ИТО) является актуальным на данном этапе.
Форма обучения — организационная сторона обучения, предусматривающая состав и группировку обучающихся, структуру занятий, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. К традиционным формам обучения относятся: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар, дипломная работа и т.п.
Формы проведения занятийпри ИТО также классифицируются по основной дидактической цели, основному способу их проведения, основным этапам учебного процесса, но при этом изменяются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. Занятия становятся более многогранными и ориентируются, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности обучающихся. При проектировании ИТО можно использовать такие виды проведения занятий как проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, ролевая игра, создание презентаций и учебных фильмов, телеконференция.Интерес вызывает лекция-визуализация, когда передача информации в лекции сопровождается демонстрацией различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм с помощью использования слайдов, кинофильмов и т.д.
Представители поколения Z привыкли общаться с помощью мемов и эмоджи. Поэтому есть смысл включать в процесс обучения блоки, в которых информация представлена графически. Пелену текста можно разбавить инфографикой или яркой картинкой, созвучной со смыслом текста. Длинную лекцию можно «прервать» обучающим или иллюстрирующим видео. Молодежь привыкла к текстовому общению, которое происходит в доли секунд, даже электронная почта для них – прошлый век. Современному преподавателю стоит подумать, как стать более доступным в информационном пространстве, создавать групповые чаты в социальных сетях и мессенджерах, чтобы выстроить среду, где студенты могут помогать друг другу, и сам преподаватель отвечает на вопросы по возможности в любое время, всё больше заменяя личные консультации, общением по Skype, чтобы сэкономить время и общаться способом, более привычным для цифрового поколения.
ИТО позволяют автоматизировать учебный процесса. Используя имеющийся учебный материал и стремясь сделать учебный процесс более наглядным и целесообразным, можно применять различные программные среды, например, создание презентаций. Это позволяет выделить отдельные моменты изучаемой темы, сэкономить время на написание формул и построение схем, использовать различные способы закрепления изученного материала, дифференцировать учебный процесс. Кроме того, можно применять проверочные задания, с последующим выводом правильных ответов на экране и последующей самопроверкой студентов.
Образование всегда логично и структурировано предоставляет знания обучающимся, тем более что в обучении важен не только процесс, но и его конечный результат.
Опосредованное управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся, закладываемое в логическую структуру построения учебного материала курса, в аудиторном обучении поддерживается вербальной формой управления деятельностью обучающихся, посредством которой у них происходит усвоение знаний, формирование и развитие соответствующих умений, навыков и компетенций.
Грамотно построенный учебно-методический электронный комплекс можно применять на лекционных занятиях, предлагать студентам для самостоятельного освоения учебного материала. Кроме того, он будет необходим для поддержки учебного процесса в системе дистанционного образования, которое сегодня становится популярным во всем мире.
Прямые педагогические воздействия вДО, преподаватель может оказывать как в режиме реального времени (режим “on-line”), так и в асинхронном режиме (режим “off-line”). Режим реального времени реализуется в форме групповых или индивидуальных занятий и консультаций с применением соответствующих технологий “on-line”-телеконференций или видеоконференцсвязи. Прямое управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся осуществляется, в основном, путем “off-line”- телеконференций или с использованием электронной почты, обеспечивая переписку с группой в целом или с каждым обучающимся отдельно.
Преподавателями фармацевтических дисциплин используются различные методы обучения с применением информационных технологий. Внедрение метода алгоритмов на практических занятиях по фармакологии способствует формированию профессиональных компетенций средних медицинских работников.
Алгоритм — такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат.
Согласно теории В.П. Беспалько, основными свойствами алгоритма являются:
- Определенность (простота и однозначность операций).
- Массовость (приложимость к целому классу задач).
- Результативность (обязательное подведение к ответу).
- Дискретность (членение на элементарные шаги)
Алгоритм обучения – это логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности обучающегося при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Основные моменты в работе с опорой на алгоритмы:подготовительные упражнения, создающие базу для успешной работы; подведение студентов к пониманию алгоритма, его структуры и техники применения; тренировка в пооперационном применении алгоритма;самостоятельная работа обучающихся по применению алгоритма.
Применение алгоритмов в практическом обучении дает возможность строже управлять действиями студентов и, следовательно, эффективнее достигать результатов, но при определенных условиях. Успех работы обучающихся с алгоритмами зависит от исходных предметных знаний и умений, а также от мыслительных навыков, необходимых для проведения логически последовательных действий, и ряда других факторов.
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно давать обучающимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Например, на практических занятиях по фармакологии студентам предлагаются алгоритмы выписывания рецептов твердых, мягких, жидких лекарственных форм и лекарственных форм для инъекций. Рецепт на латинском языке выписывается в соответствии с международными правилами. Существует определенная последовательность элементов, слов и знаков препинания, которую нарушать нельзя. Данная работа формирует у студентов такие качества, как внимательность, ответственность и логическое мышление.
Использование ИТОпозволяет поставить проблему перед обучающимися, с возможностью их самостоятельного осознания важности предмета, используя различные информационные ресурсы. Обучающиеся сами могут попытаться раскрыть имеющиеся, например, межпредметные связи.
Использование информационных технологийдает возможность рассмотреть и продемонстрировать, например, оборудование фармацевтической промышленности, различные устройства. Это возможно при использовании QR-кода, которым можно зашифровать задание или ссылку на учебный фильм, что позволяет экономить время учебного процесса и мотивирует студентов на успешность обучения. Посредством виртуальной экскурсии студент может ознакомиться с фармацевтическими заводами и фабриками, фармацевтическим производством. Например, на занятиях по фармакогнозии, при определении измельчённого (резаного) лекарственного растительного сырья студент пользуется ключом-определителем, который представлен не в обычном текстовом формате, а в виде интерактивной мультимедиапрезентации, обладающей системой навигации, т.е. позволяет пользователю (студенту) выбирать интересующие направления поиска.
При грамотном и гармоничном использовании информационных технологий на практических занятиях становится возможным не только сформировать у студентов необходимые в их профессиональной деятельности знания, умения, навыки, компетенции, но и развить у них способность к активному и логическому мышлению, создать и стимулировать интерес к дальнейшей познавательной деятельности. В целом, использование различных сочетаний форм учебных занятий оказывает влияние на формирование личности студента, его компетентности, гражданской позиции и морально-нравственных установок и ценностей.
Список литературы
1.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. — 585 с.
- ВымятнинВ.М. Информационно- технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование. — 2000. — 298 с.
- Кирилова Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // EducationalTechnology&Society. — 2000. № 5
4.Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Изд. центр. «Академия», 2001. — 256 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.,1999. — 459 с.
- Полат Е.С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. — 1999. -№7
- Смольникова И.Л. Информационные технологии и образование