Муртаева Д.К.
методист
Научно-биологического направления
ГККП «Дворец школьников»
г. Петропавловска
План доклада: 1. Новые интерактивные формы и методы в системе дополнительного образования.
- Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования детей.
- Методика подготовки и проведения различных форм занятий.
- Требования к занятию детского объединения и его анализу.
Цель доклада: Вместе со слушателями провести обзор новых интерактивных форм и методов в системе дополнительного образования, а также выявить возможности их применения в организациях образования.
Проблемный вопрос: Почему, не смотря на большой поток методической литературы, наличия различных курсов повышения квалификации, внедрение новых интерактивных методов и форм обучения все еще является актуальной проблемой в образовании?
Методы обучения. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Методы обучения, используемые в системе дополнительного образования:
- На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.
- На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
- На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
- На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей:
- Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
- Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.
Примерная структура тематического учебного занятия
I этап — организация;
II этап — теоретическая часть;
III этап — практическая часть;
IV этап — окончание занятия.
Организация занятия
- Первые 3-5 (по ситуации) минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
- Подготовку их к занятию (размещение за столами, партами.);
- Подготовку рабочих мест воспитанников.
- Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
- Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия
- Не должна превышать 10-15 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
- Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
- Использование наглядного и раздаточного материала;
- Использование технических средств обучения;
- Привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих ввоспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
- Использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия
- Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
- Следующий шаг — подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
- Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
- При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
- Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать
возраст детей;
календарный период учебного процесса;
тему учебного года;
уровень подготовки детей;
последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
— доведение каждой начатой работы до конца;
— обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
— поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 3-5 мин)
Завершение занятия включает в себя:
- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
- объяснение домашнего задания;
- организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
- Особенности домашнего задания необязательность его наличия и выполнения;
- Творческий характер;
- Для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.