Home » статьи » Внедрение новых интерактивных форм и методов по повышению качества и эффективности в дополнительном образовании

Внедрение новых интерактивных форм и методов по повышению качества и эффективности в дополнительном образовании

Муртаева Д.К.
методист
Научно-биологического направления
ГККП «Дворец школьников»
 г. Петропавловска

План доклада: 1. Новые интерактивные формы и методы в системе дополнительного образования.

  1. Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования детей.
  2. Методика подготовки и проведения различных форм занятий.
  3. Требования к занятию детского объединения и его анализу.

Цель  доклада: Вместе со слушателями  провести обзор новых  интерактивных  форм  и методов  в системе дополнительного образования,                       а также выявить возможности  их применения в организациях образования.

Проблемный вопрос: Почему, не смотря на большой поток методической литературы, наличия  различных курсов повышения квалификации, внедрение новых интерактивных методов и форм обучения  все еще является актуальной проблемой в образовании?

Методы обучения. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Методы обучения, используемые в системе дополнительного образования:

  1. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.
  2. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
  3. На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
  4. На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей:

  1. Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
  2. Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Примерная структура тематического учебного занятия

I этап — организация;

II этап — теоретическая часть;

III этап — практическая часть;

IV этап — окончание занятия.

Организация занятия

  1. Первые 3-5 (по ситуации) минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
  2. Подготовку их к занятию (размещение за столами, партами.);
  3. Подготовку рабочих мест воспитанников.
  4. Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
  5. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

  1. Не должна превышать 10-15 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
  2. Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
  3. Использование наглядного и раздаточного материала;
  4. Использование технических средств обучения;
  5. Привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих ввоспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
  6. Использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия

  1. Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
  2. Следующий шаг — подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
  3. Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
  4. При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
  5. Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать

возраст детей;

календарный период учебного процесса;

тему учебного года;

уровень подготовки детей;

последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

— доведение каждой начатой работы до конца;

— обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

— поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 3-5 мин)

Завершение занятия включает в себя:

  • подведение итогов практической работы;
  • закрепление учебного материала;
  • объяснение домашнего задания;
  • организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

  1. Особенности домашнего задания необязательность его наличия и выполнения;
  2. Творческий характер;
  3. Для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*