Home » статьи » Социальная природа моды

Социальная природа моды

Тілегенова Асыл Асылбекқызы
Батыс Қазақстан облысы, Орал қаласы,
М. Өтемісов атындағы Батыс Қазақстан университеті,
Филология факультеті, “Шет тілі: екі шет тілі”
 мамандығының 4-курс студенті
Ғылыми жетекшісі: филология ғылымдарының кандидаты,

доцент Абуханова Алма Габдрахимовна

Аннотация. Объектом анализа данной статьи является социальная природа моды в обществе. Мода выполняет разные социальные функции: объединение, разъединение и уравнивание. Отслеживается противоречивость моды, влияние особенностей социальных процессов и социальной структуры общества на эволюцию модных тенденций.

Ключевые слова: мода, социальный слой, идентификация, дифференциация, унификация.

Мы живем в эпоху постиндустриального, информационного и глобализированного общества.  Глобализация как мировой процесс только усиливается, что отражается на культурных, экономических и социальных процессах, происходящих в Казахстане. Эти социальные процессы не могут не отразиться на казахстанской моде и словаре, который эта мода представляет. Следовательно, изучив место моды в современности и отношение к ней, можно лучше понять характер современного общества. Мода является зеркалом эпохи, отражает настроение людей, политическую ситуацию и степень развития производства [4, c 1.].

Кроме того, являясь частью ментальной деятельности человека, мода помогает формировать языковую картину мира, и с точки зрения когнитивной лингвистики, может быть рассмотрена как категория, содержащая в себе множество концептов (концепт Одежда, Обувь, Цвет, Ткань, Дизайнеры, Париж, Франция и т.д.).

Необходимо отметить, что понимание моды и ее значение в жизни людей эволюционировало с течением времени, но главной особенностью современности является гигантское возрастание роли моды в жизни современного человека. Так что же такое мода? Модой интересуются и дети и взрослые. Подтверждением этому является современное казахстанское общество. Возрастание роли данного феномена в настоящий момент, очевидно, является одной из главных особенностей современного Казахстана. Необходимо отметить, что существует множество определений моды. В одном из определений указывается на то, что мода есть кратковременная форма стандартного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. Являющийся символом французской моды ХХ века П. Карден считал что мода является способом самовыражения. Он считал что, модная одежда — это отражение индивидуальных качеств личности как в социальном так и моральном аспектах [1, c. 10].

Интересной сферой проявления моды является ее связь с искусством. Деятели искусства творят, поддаваясь моде, выдвигая на первый план, прежде всего, подход к моде как части культуры. Искусство является мощным источником модных идей. Казахстанское искусство проявило себя, в частности, в создании и пошиве тюбетеек, являющихся одним из символов модной одежды казахстанской женщины. Из народных украшений Казахстана в моду проникли такие, как шекелік (шекелик, shekelik), білезік (билезик, bilezik) и украшения для волос, именуемое в казахском языке шолпы (шолпы, sholpy).

Функционально мода связана с выражением статуса личности.  Не секрет, что современная жизнь становится более коммерческой с ее рекламой и пиар технологиями. Немаловажно, что расширяется производство модных товаров и их реализация только растет.  Создавая потребности в них и, одновременно, условия для реализации коммерческих потребностей, увеличивая спрос, мода тем самым способствует развитию соответствующего производства.

На наш взгляд, мода имеет троякий характер: объединять, разъединять и уравнивать. Формирование и массовое тиражирование модного стиля и модного образа жизни ведут, в частности, к утверждению единообразия, благодаря чему мода объединяет людей, принадлежащих к разным социальным группам, подчеркивает их идентификационные признаки. Этому содействует так называемая массовая мода, которая позволяет снизить остроту социальных барьеров, минимизировать риски, связанные с существованием  социально-классовых различий.

Во втором случае мода является способом подчеркивания различий, отделения «высокой», элитарной моды от более низких образцов, и это не может не создавать барьеров между представителями различных социальных страт. Представители низших социальных слоев, как известно, подпадают под большую зависимость от моды и модных веяний, они легче поддаются внушению и подражанию, поскольку мода является для них олицетворением социального успеха, рекламируемого современными масс-медиа. В процессе подражания индивид усваивает не только модное позитивное, но и модное негативное, и принимает это по причине того, что это модное принимает черты массовости. С одной стороны, индивид лишается избирательности в выборе конкретных предметов, а с другой — сама возможность выбора становится более чем затруднительной, поскольку за него выбор осуществило общество потребления [5, c. 4].

Однако в XX в. элитарная теория моды подверглась критике (в частности, американским социологом Г.-Дж. Блумером)  за преувеличение роли элиты в процессе функционирования моды [2, c. 343]. Дело в том, что мода в реальности связана с массовым выбором и массовым поведением. В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите; с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. В XX в. многие новые направления в моде возникли в низших слоях общества – джаз, джинсовая мода и т.п. В 20-е годы прошлого века джаз олитцетворял собой популярную музыку в США, при этом он находился совершенно на другом конце шкалы музыкальных ценностей, противостоя коммерческой музыке. Мировой известностью и до сих пор пользуются произведения одного из главных джазовых музыкантов Луи Армстронг. Нельзя здесь не отметить Дюка Элингтона, Гленна Миллера и других джазменов [6].  Что касается джинсовой моды, то она имеет свою интереснейшую историю возникновения и полного утверждения в нашем веке. История джинсов, как наиболее популярной и любимой одежды современного человека, красной линией проходит через становление США как государства. Она начинается в  15-м веке. Современная история джинсов связана с немцем иудейского происхождения Лейбой Штрауссом. Всем известное имя – Леви Страусс, он получил от американских матросов, которые его так прозвали. В 1853 году он открывает свое ателье в США, где шьет штаны для рабочего класса. Более того, Леви самостоятельно посещает места проживания искателей золота, показывая свой товар и записывая просьбы потенциальных покупателей. Так возникли петли для ремня, двойная строчка повышенной прочности, карманы большой глубины. Страусс стал изготавливать джинсы не только из парусины, но и из плотного полотна – саржи и денима. В Советский союз джинсы попали в 1957 году, во время Всемирного молодежного фестиваля, тут же став символом свободы и успеха [7].

В настоящее время модой заинтересовалась и такая относительно древняя наука, как лингвистика. Индустрия моды пополняет лексический состав современных языков значительным количеством терминов, заимствованных из современных мировых языков. Особое место в этом аспекте занимают заимствования из французского языка. Не секрет, что мода  неразрывно связана с Францией и французским языком (Louboutin, ballet shoes), ибо во все века Франция считалась законодательницей мировой моды. Деятельность лучших представителей индустрии красоты и стиля – кутюрье, дизайнеров, модельеров, парфюмеров, стилистов, визажистов и парикмахеров – ассоциируется именно с Францией. Но Франция в настоящее время является не единственной страной – экспортером модных тенденций. Значительную роль так же играют США, Индия, Китай и в последнее время Казахстан. Однако мода, как значимый компонент жизни общества, существующий и развивающийся вместе с ним и неотрывно от него, испытывает на себе все новейшие веяния времени. Именно приминительно к казахстанской моде, можно говорить о таких дизайнерах, как Ая Бапани, Аида Кауменова и Куралай Нуркадилова. Ая Бапани – приверженец народных традиций в моде. Она славится уникальными пиджаками, платьями и аксессуарами из войлока. Аида Кауменова – казахстанский дизайнер, разрабатывает стильные коллекции pret-a-porter de lux. Она создает фирменные изделия под названием Aida KaumeNOVA, которые достойно конкурируют с зарубежными производителями.  Куралай Нуркадилова основала собственный дом моды Kuralai в 1994 году. Она была автором формы сборной РК, выступавшей на Летних Олимпийских играх 2012 г. в Лондоне [8].

Являясь  «смыслом»,  мода представляет элемент общечеловеческой семиотической системы, и, соответственно, особым образом преломляется в частных знаковых системах отдельных культур и конкретных языков. В частности, в современной культуре Казахстана и казахском языке, например, широко распространены такие наименования модной обуви, как мюли, лоферы, оксфорды и т. д.  Как пишет Иконникова С. Н. «…если рассматривать различные лексико-семантические поля, объединенные единой архисемой «мода», то четко «вырисовываются» три ядерных поля – «мода», «стиль» и «костюм», в которые входят микро-поля «одежда», «аксессуары», «обувь», «этикет», «женский костюм», «мужской костюм», «детская одежда» (в свою очередь, состоящие из более маленьких микро- полей) и т.д.» [3, c. 313].

Предметом нашего исследования является такое микрополе концептуальной системы казахского языка как обувь. Иконникова С. Н., проанализировав дефиниции входящих в группу видовых терминов, выделяет в качестве дополнительных  семы ‘usage’ и ‘season’, обозначающие различия в применении (sport, casual, evening shoes, summer shoes). Ею так же выделяются семы, указывающие на различия во внешнем виде: ‘material’, ‘fastening’, ‘heel’, ‘wedge’, ‘strap’. Далее она производит дальнейшее структурирование группы по различию материала, сезона, носки по наличию шнурков или застежки. В частности, Иконниковой С. Н. приводятся ниже следующие примеры.

Название обувиОпределениеЭквивалентная терминоединица казахского языка*
LoaferЭто туфли без шнурков, союзка и мыски которых украшены приподнятым полукруговым швом. Такой деталью лоферы напоминают мокасины, но в отличие от последних у них имеется каблукLofer
MoccasinМокаси́ны – туфли на плоской мягкой подошве без застежек и шнурков с язычком на подъеме стопы, который может быть украшен бахромой, кисточками или перемычкой. При изготовлении верхнюю часть обуви натягивают на колодку и скрепляют внешним швом. Иногда мокасины имеют широкий характерный для мужской обуви каблук, а также декоративную шнуровку, расположенную по периметру пяточной части.Mokasiny
Oxford shoesОксфорды — стиль обуви, который характеризуется «закрытой» шнуровкой, где союзка нашита поверх берцов — в противоположность с дерби. То есть две стороны (берцы), стянутые шнурком, пришиваются под передней частью ботинка (союзка) и смыкаются поверх язычка, пришитого снизу, под шнуровкой. Боковые части, так называемые берцы, пристрочены к передней части обуви в виде буквы «V».Oksfordy
Ankle bootsТип обуви, занимающий промежуточное положение между туфлями и полусапожками.Botilon
Ugg boots, uggsУ́гги — обувь, изготовленная из овчины ворсом внутрь и гладкой поверхностью наружу, с синтетической или резиновой подошвой.Yggi
ChelseaЧелси — это короткие ботинки (их голенище заканчивается примерно в районе лодыжки) с чуть заостренным округленным носом, без молнии и шнуровки со вставками из эластичной резинки по бокамChelsi
Slip-onЛёгкая обувь без шнуровки. Состоят из верхней части — парусины и резиновой подошвы.Slipon
LouboutinЛабутены – туфли на каблуке, имеющие отличительный признак – красную подошвуLabyten
Ballet shoe Туфли-балетки — классическая модель женских туфель с закрытым носком на плоской подошве или с небольшим каблуком.Baletka
Mule shoesМюли — такое название получила обувь без задника. Они могут быть с открытым или закрытым носком, на каблуке или плоской подошве; украшенные блёстками.Miyli

* В настоящее время казахский язык использует латинский алфавит

Изучение проблемы языкового совершенствования прогресса является частью современных лингвистических исследований. Обогащение словарного запаса языка часто определяется внешними факторами, необходимостью называть новые предметы и понятия. В процессе языковой эволюции значения слов постоянно изменяются, переосмысливаются, углубляется их семантика, происходит стилистическая переоценка слов. Система словообразования в казахском языке сложна и разнообразна. Новые лексические единицы создаются с помощью всех уровней языка — фонетических, морфемных, лексико-семантических и синтаксических средств. Однако ни один язык не может управлять только своими лексическими средствами. Важным источником пополнения словарного запаса казахского языка является заимствование иностранной лексики как способа наименования новых явлений и замены существующих названий.

Поскольку словарь наиболее ярко отражает изменения, происходящие в обществе, мода с ее изменчивым характером лучше всего отражает это общество через одежду и обувь. Роль моды заключается не только в том, чтобы донести информацию о том, кто что носит, о ее желании присоединиться к престижной модели, о статусе и внешнем виде доходов.

Таким образом, глубокие процессы в развитии мирового сообщества оказывают влияние на развитие моды, что, в свою очередь, оказывает идентичное влияние на эволюцию лексической системы языка. Не только французский, но и казахский язык достаточно убедительно демонстрирует изменения лексического состава в своем наблюдаемом ныне развитии. Обилие предметов одежды напрямую сказалось на обогащении словарного состава языка, так как новомодные тенденции влекут за собой появление новых слов. Новые термины, заимствованные казахским языком, выполняют аттрактивную функцию для потребителя, который покупает под иностранным названием то, что представляется социально необходимым инструментом воздействия на окружающих. Слова великого французского кутюрье Пьера Кардена как нельзя лучше завершают нашу статью: «Мода – это… обновление! Дерево сбрасывает старую листву, человек – наскучившую одежду».

Библиография

  1. Орлова Л. В. Азбука моды / Л. В. Орлова. Москва: Просвещение, 1988. – 176 с.
  2. Blumer H. Fashion // International encyclopedia of the social sciences. – N. Y.: Macmillan, 2003. – Vol. 5. – P. 341-345
  3. Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии. – СПб. : ИГУП, 1998.
  4. https://pandia.ru/text/80/277/59011.php
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/moda-kak-sotsialnoe-yavlenie/viewer
  6. https://meet-usa.com/ru/article/dzhaz_istinno_amerikanskaja_muzyka/
  7. https://hystoryfashion.ru/bryuki/istoriya-dzhinsov.html
  8. https://www.nur.kz/family/gloss/1782158-kazahstanskie-dizajnery-odezdy-novye-imena-v-mode/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*