Логвина Елена Васильевна
учитель начальных классов
КГУ «Гимназия №6»
г. Нур-Султан
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным».
Сенека.
В рамках обновлённого содержания образования все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. И одна из важных задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно.
В связи с этим подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Но проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.
Вместе с учителями начальной школы нашей гимназии мы изучили опыт, как казахстанских коллег, так и опыт работы коллег из России, и разработали примерную программу по профориентационной работе в начальной школе, которую назвали «Мир профессий глазами детей».
Актуальность создания программы. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.
Цель программы: разработка внеклассных занятий, наиболее эффективно формирующих у младших школьников интерес к миру профессий и уважение к людям труда.
Задачи программы.
-Создать в гимназии специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;
—Cформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;
-Обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, гимназии;
-Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.
Ожидаемый результат. Программа « Мир профессий глазами детей» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
Разделы программы:
- Творческие конкурсы и проекты.
- Внеклассные мероприятия.
- Встречи с людьми разных профессий.
- Экскурсии на производство.
Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
На уроках обучения грамоте в 1 классе можно использовать материал для ознакомления учащихся с трудовой деятельностью людей при изучении алфавита: А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель и т.д.
На уроках русского языка при изучении словарных слов используются загадки о профессиях.
Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться на уроках математики при решении текстовых задач
Кладезью знакомства с миром профессий являются уроки познания мира и естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности.
Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки художественного труда и технологии. Данные дисциплины базируются на уникальной психолого-педагогической основе — предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.
Таким образом, на протяжении 4-ёх лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.
Организация и проведение внеклассных мероприятий всеми любимое направление профорентационной работы. Сюда мы можем отнести: классные часы, праздники, викторины, конкурсы, проекты.
С удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий. Учителями и родительским комитетом были организованы экскурсии в библиотеку, в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в музей, на швейное производство, в цех по производству мороженного, пожарную часть.
Интересны Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии.
В каждом классе желательно оформить стенд профориентационной направленности под названием «Мир профессий». В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Работая по данной программе пятый год, я могу сказать с уверенностью, что обучение по программе позволяет создать условия для начала ознакомления детей с миром профессий, дает направление в правильном выборе учащимся будущей профессии. Результатом нашей работы является защита проектов учащимися 1-4-х классов. Тема проектов — «Профессия моих родителей». Ребята с большим удовольствием, с гордостью рассказывали о профессиях пап и мам: «Моя мама – бухгалтер», «Моя мама – учитель», «Профессия моего папы – защищать Родину» и др.
Участие в ученических проектах по профориентации дает возможность каждому школьнику провести исследования в интересующей его области. Выполняя практическую часть работы, учащиеся так же имеют возможность попробовать себя в выбранной профессии, провести первые профессиональные пробы. Благодаря проектам усиливается и их учебная мотивация.
Таким образом, проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.
И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.