Home » статьи » Нужна ли профориентация в начальной школе?

Нужна ли профориентация в начальной школе?

Логвина Елена Васильевна
учитель начальных классов
КГУ «Гимназия  №6»
г. Нур-Султан

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным».
Сенека.

В  рамках обновлённого содержания образования все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.  И одна из важных задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно.

В связи с этим подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Но проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

Вместе с учителями начальной школы нашей гимназии мы изучили опыт, как казахстанских коллег, так  и опыт работы коллег из России, и  разработали примерную программу  по профориентационной работе в начальной школе, которую назвали «Мир профессий глазами детей».

Актуальность создания программы.  Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

Цель программы: разработка внеклассных занятий, наиболее эффективно формирующих у младших школьников интерес к миру профессий и уважение к людям труда.

Задачи программы.

-Создать в гимназии  специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;

Cформировать у младших школьников представление о  многообразии профессий в современном мире;

-Обучить  школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию   в условиях дома, гимназии;

-Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.

Ожидаемый результат. Программа  « Мир профессий глазами детей» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего  знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о  многообразии профессий,  сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Разделы программы:

  1. Творческие конкурсы и проекты.
  2. Внеклассные мероприятия.
  3. Встречи с людьми разных профессий.
  4. Экскурсии на производство.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

На уроках   обучения грамоте в 1 классе  можно использовать материал для ознакомления учащихся с трудовой деятельностью людей при изучении   алфавита: А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель и т.д.
На уроках русского языка при изучении словарных слов используются загадки о профессиях.
Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться на уроках математики при решении текстовых задач

Кладезью знакомства с миром профессий являются уроки познания мира и естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки художественного труда и технологии. Данные дисциплины базируются на уникальной психолого-педагогической основе — предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.

Таким образом,  на протяжении 4-ёх лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас  о профессиях.

Организация и проведение внеклассных мероприятий всеми любимое направление профорентационной работы. Сюда мы можем отнести: классные часы, праздники,  викторины, конкурсы, проекты.

С удовольствием учителя  используют    такое направление как  организация экскурсий. Учителями и родительским комитетом были организованы экскурсии в библиотеку, в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в музей, на швейное производство, в цех по производству мороженного, пожарную часть.

Интересны Беседы с приглашенными специалистами.  Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут  прийти и рассказать о своей профессии.

В каждом классе желательно оформить стенд  профориентационной направленности под названием «Мир профессий». В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Работая по данной программе пятый год, я могу сказать с уверенностью, что обучение по программе позволяет создать условия для начала ознакомления детей с миром профессий, дает направление в правильном выборе учащимся будущей профессии. Результатом   нашей   работы является защита проектов    учащимися 1-4-х классов. Тема проектов —  «Профессия моих родителей». Ребята с большим удовольствием, с гордостью рассказывали о профессиях пап и мам: «Моя мама – бухгалтер», «Моя мама – учитель», «Профессия моего папы – защищать Родину» и др.

Участие в ученических проектах по профориентации дает возможность каждому школьнику провести исследования в интересующей его области. Выполняя практическую часть работы, учащиеся так же имеют возможность попробовать себя в выбранной профессии, провести первые профессиональные пробы. Благодаря проектам  усиливается  и их учебная мотивация.

 Таким образом, проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*