Шинва Айнар Аблизовна
Жайнакова Тамара Аскаралиевна
«В гостях у Эколоши»
Организованная деятельность в старшей группе «Светлячок»
Цель: способствовать углублению экологических знаний о природе, о тесных, взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми существами планеты Земля; воспитание бережного, гуманного отношения к природе, к объектам ближайшего окружения, чувства ответственности за нее.
Задачи: выявить знания воспитанников в процессе игры и расширить кругозор в области экологии и охраны окружающей среды; продолжить работу по формированию умений высказывать свое мнение, сравнивать, анализировать, делать выводы; навыков работать в группе; развивать коммуникативные качества, способствовать повышению познавательного интереса воспитанников к проблемам охраны природы.
Оборудование: презентация, карточки с названиями растений, карточки с ребусами, пазлами, книжки- раскладушки, материал по фенологическим изменениям в природе (кейс «Времена года»)
Билингвальный компонент: природа – табиғат, сүйінші-хорошая весть, аспан –небо, алаң — площадка, растения-өсімдіктер, комнатные цветы, бөлме гүлдері, садовые цветы- бақша гүлдері; оберегать природу- табиғатты қорғау.
Ход ОД
Игровое упражнение: «Кто же к нам пришёл?», с целью определить основной ход деятельности, дать имя гостю, выбрать задания, распределить командно игры по интересам и возможностям.
Входит гость:
Экологические знания,
Пора нам с вами повышать,
Природа — наша достоянье,
Ее нам нужно сохранять,
Понять нам в этот праздник нужно,
Что все зависит лишь от нас,
Начнем беречь и дорожить мы
Планетой нашею сейчас!
— Кто же это к нам пришёл? И какую весть принёс?
Словесная игра «Сүйінші»
Сүйінші, Сүйінші, — весть хорошую скажи!
Птицы с юга прилетели, песни звонкие запели.
Сүйінші, Сүйінші, — весть хорошую скажи!
Ручейки бегут уже, скоробудем есть көже.
Сүйінші, Сүйінші, — весть хорошую скажи!
Бәйшешек в горах цветёт, скоро к нам тепло придёт.
Сүйінші, Сүйінші, — весть хорошую скажи!
Мереке қүтты болсын, Весь народ
Аман болсын!!!
- Какую интересную игру принёс нам наш гость, давайте с ним познакомимся. (Дети представляются и дают гостю имя — Эколоша)
Проводится беседа об экологии.
— Сегодня мы с вами, ребята, будем учиться любить и беречь наш природный дом. Для этого нужно хорошо знать его, понимать, что угрожает ему, а также будем учиться находить пути решения возникших в природе проблем.
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава. Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны. Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы. Какие изменения произошли в природе весной? Что вы наблюдали сами? Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины? Почему не везде появились проталины?
Игровое упражнение: «Я сортирую мусор», с целью выявления у детей знаний о различных бытовых отходах и их распределении в контейнеры с определённым обозначением.
— Чем опасен лесу мусор: бумага, пластик, консервная банка, стекло? (бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда – 100 лет)
— Почему нельзя разорять муравейники? (муравьи уничтожают вредных насекомых)
— Почему нельзя ловить бабочек? (бабочки опыляют растения)
— Почему нельзя трогать гнездо птицы, брать в руки яйца или птенцов? (птицы могут покинуть свои гнезда)
Физкультминутка – «Ветер»
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево)
Ветер тише, тише, тише, (присесть, спина прямая)
Деревце все выше, выше. (Встать на носки)
Раз, два – выше голова, (поднять голову)
Три, четыре – руки шире, (руки в стороны)
Пять, шесть – тихо сесть. (Сесть за парту)
Дети делятся на команды, представляют рассказы о природе, используя кейсы и плакаты.
— Где легче дышится: в лесу или в городе и почему? (в лесу – растения выделяют кислород)
— Почему ласточки перед дождем низко летают? (холодный воздух гонит насекомых книзу, где теплый воздух)
— Почему нельзя водителю на стоянке оставлять включенным мотор? (выходят вредные выхлопные газы)
Последнее время предупреждают людей о вредности использования баллончиков с освежителем воздуха, дезодорантов, лаков и многих других распыляющих веществ. Почему? (газ фреон, которым наполняют баллончики, разъедает озоновый слой, а также впитывается в клетки кожи)
Почему нельзя?
- Почему нельзя на лугу траву косить с края луга? (правильно косить с середины луга, давая возможность зверькам, насекомым, птицам покинуть место)
- Почему нельзя шуметь в лесу, включать громкую музыку, разжигать костер? (звери и птицы могут покинуть свои места)
Игровое упражнение: Твой выбор: экологические ситуации
- Вы отправились на природу, расположились на поляне, громко включили музыку и стали кричать. Как можно оценить этот поступок? (ответы детей)
- Вы нашли в лесу маленького беспомощного зверька (зайчонка или бельчонка) и взяли его с собой. Правильно ли вы поступили? (ответы детей)
- На озере вы увидели, что ребята ловят лягушек, чтобы уничтожить.
Ваши действия.
- Нашел грибник 1 боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (ответы детей)
Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной в игру «Если вдруг…»
Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы продолжать.
Например: если люди уничтожат все цветы на Земле. погибнут многие насекомые… не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.
Продолжите теперь вы: если вдруг…
1) На городских пляжах перестанут убирать территорию … (неприятно отдыхать среди мусора, будет рассадник инфекции, можно пораниться о стеклянные бутылки. просто неприятно отдыхать будет)
2) Вырубят все леса на земле … (не будет грибов, ягод, зверей и птиц, им негде будет жить и нечего есть. Негде будет погулять, полюбоваться природой).
3) Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются… (грязный мусор, особенно пластиковые бутылки и пакеты покроют всю землю и погибнут растения).
4) Уберут из дворов мусорные баки… (дворы превратится в большую свалку, негде будет погулять людям, детям негде будет играть).
— Рассмотрев все эти ситуации можно сделать один вывод: человек действительно становится врагом природы. Вот почему нужно с раннего возраста учить детей правилам поведения в природе; воспитывать нравственные качества характера: доброту, сострадание, отзывчивость, бережное отношение к природе. Мы, люди, должны научиться жить в гармонии с природой.
Дети вместе с «Эколошей» прогуливаются по двору детского сада, рассматривают растения, загадывают загадки, рассказывают стихи.
Рефлексия: Дети разбивают место для клумбы, планируют посадку растений, привлекаются родители для облагараживании клумбы.
Наши девочки молодцы?профессионалы своего дела, вот что значит любить свою профессию?
Наши девочки молодцы?профессионалы своего дела, вот что значит любить свою профессию?