Мухамадиева Рауфа Хусаиновна.
директор КГУ ОШ№49
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения, равного доступа детей с ограниченными возможностями к образованию. Для реализации политики Первого Президента, осуществления программы развития образования, школа №49 одной из первых в республике Казахстан и Алматы сделала эти шаги. Изучив мировую практику впервые в Алматы, на основании приказа Управления образования № 336 от 28.06.2011 года на базе нашей школы был открыт инклюзивный класс для детей с проблемами слуха, что является одной из форм интеграции школьников с ограниченными возможностями. Сегодня уже приблизительно 50 % школ города осуществляют инклюзивное образование. Слово «инклюзивное образование» на слуху. В настоящее время в СМИ всё чаще и чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии. Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования.
Но в 2011 году являясь первопроходцами, педагогическому коллективу и администрации школы пришлось заняться самообразованием, провести не один семинар и педсовет. На протяжении 2011-2020 годов педагоги посетили семинары на тему «Оказание специальных социальных услуг детям с особыми потребностями» при организации общественного объединения союза молодежи «Рух» и общественного фонда «Бота», «Дара». В 2019-2020 учебном году 56 учителей прошли обучение по инклюзивному образованию. Сейчас у нас в школе 20 детей с особыми образовательными потребностями. Занимаясь самообразованием учителя принимали участие в международных научно-практических конференциях. Школа №49 20 марта 2012г, 9 апреля 2013 , 20 мая 2014 года, 3 февраля 2015, в 2018г провели республиканские семинары для слушателей института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК «Орлеу» . Мы являемся первопроходцами, поэтому активно изучаем проблему инклюзивного образования и щедро делимся своим опытом. Педагоги обобщают свой опыт в СМИ (журналы «Вестник средней школы», «Начальная школы», «Мектеп директоры» «Открытая школа» и т.д). Принимают активное участие в круглых столах, семинарах, конференциях, вибинарах которые проводятся в городском и республиканском масштабе.
Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Не зависимо от того, какую организацию образования выберут родители: массовую или специальную особые потребности ребенка должны быть удовлетворены в полном объеме.
Действующий закон РК «Об образовании» закрепляет право родителей на выбор организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка; а также право получать консультативную помощь по проблемам обучения и воспитания своих детей в психологомедико-педагогических консультациях Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002 г.) закрепляет право на получение бесплатного образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций». Варианты (формы) включения детей с ограниченными возможностями в развитии указаны в Типовых правилах деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования), утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499, в пункте 18: «С учетом интересов родителей или иных законных представителей, по согласованию с местными органами управления образованием в организациях образования могут открываться классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений. В общеобразовательных школах, в состав учащихся которых входят дети с ОВР, необходимо организовать такую же поддержку, которую имеют дети, обучающиеся в специальном образовании. Требуется перенос опыта педагогической работы с детьми с ОВР из системы специального образования в систему общего образования. Эта работа сейчас одна из самых главных направлений развития инклюзивного образования в нашей стране. Она потребует сближения двух систем образования: специального и общего, которые до этого функционировали изолировано, сотрудничества педагогов общего образования и дефектологов, возложения на специальные организации образования функций ресурсных центров по развитию инклюзивных процессов в системе общего образования.
Приём детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и (или) иных законных представителей, заключения психолого – медико — педагогической консультации (далее – ПМПК) с рекомендованной формой обучения.
Большую помощь в работе с «особыми» детьми оказывают специалисты кабинета психолого – педагогической коррекции, которые сейчас имеются в штатном расписании всех школ. Это логопед, дефектолог, психологи и социальный педагог. Педагоги кабинета коррекции имеют возможность оказывать комплексную психолого – медико – педагогическую и социальную помощь детям в возрасте до 18 лет. Как я уже сказала по школе 20 детей с различными диагнозами . В школе работают 2 психолога, соц педагог, логопед. Все службы имеют свои оборудованные кабинеты.
Проблемы которые нас сопровождали
Принимая принципы и ценности инклюзивного образования нашему обществу еще требуется определенное временя и усилие для значительной переоценки концепций и изменения поведенческих ролей. Внедряя инклюзивное образование мы не были готовы и не решили такие проблемы как
- архитектурную и транспортную доступность для людей с инвалидностью в городе и селе;
- финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями в школе;
- культуру, политику и практику школы, устраняя социальные барьеры.
- Отсутствие материальной базы для создания безбарьерной среды. Нам нужны :
- учебные материалы и оборудование, оснащенное специальными приспособлениями (закладки, метки, разлиновки, фиксаторы);
- специальные компьютерные программы;
- средства индивидуальной коррекции (фиксирующие, оптические, слуховые и т. д.);
- средства обеспечения лучшей видимости объектов (приближение, подсветка, контурирование, фонирование, экранирование и т. д.)
Что должен делать руководитель общеобразовательной школы с организацией интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями в развитии? В первую очередь подготовительную работу по приему и включению таких детей в общеобразовательный процесс путем: 1) обеспечения физического доступа в школу (лифты, пандусы, специальная мебель – для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) 2) обеспечения образовательного и коррекционно-развивающего процесса специальным техническим оснащением (для детей с нарушениями слуха, зрения, речи); 3) обеспечения учебно-воспитательного процесса необходимыми программно-методическими, дидактическими материалами с учетом категорий детей с ограниченными возможностями, включенных в образовательный процесс школы; 4) подбора и приема на работу педагогических работников, обеспечивающих коррекционно-педагогическую поддержку (педагог-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед); 5) консультирования педагогов, учащихся, имеющих ограниченные возможности и без нарушений в развитии; родителей всех учащихся и технического персонала школы.
Все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Жизнь одинаково прекрасна для всех живущих на Земле. «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» — гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью.
Как любому первопроходцу, у нас есть свои трудности, однако педагоги нашей школы делают все возможное, чтобы таким деткам у нас было комфортно. Мы понимаем, что особенные дети имеют право на обычное детство.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Автор: Калиман Наталья Адамовна.
Использованная литература:
- Включение детей с ограниченными возможностями в общее образование. Благотворительный фонд «Дара», Астана, 2013г.
- Пособие по совершенствованию инклюзивной практики в образовании. Фонд открытого общества. Белград , 2012г
- Показатели инклюзии. Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под редакцией Марка Вогана, основателя Центра изучения инклюзивного образования. Бристоль, Великобритания. 2012г
- Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования.. Напечатано во Франции. ЮНЕСКО 2009 г
- Формирование безбарьерной образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Академия образования им. Алтынсарина, Астана, 2014г
Рауфа Хусаиновна, керемет! Жұмысыңыздың жемісін көріңіз! Алла, разы болсын!