Home » статьи » ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Мухамадиева Рауфа Хусаиновна.
директор КГУ ОШ№49

В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения,  равного доступа детей с ограниченными  возможностями  к  образованию.  Для реализации политики  Первого Президента, осуществления  программы развития образования,  школа №49  одной из первых в республике Казахстан  и Алматы сделала эти  шаги. Изучив мировую практику впервые в Алматы, на основании приказа Управления образования  № 336 от 28.06.2011 года на базе нашей школы был открыт  инклюзивный класс для детей с проблемами слуха, что является одной из форм интеграции школьников с ограниченными возможностями. Сегодня уже приблизительно  50 % школ города осуществляют инклюзивное образование. Слово «инклюзивное образование» на слуху. В настоящее время в СМИ всё чаще и чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии. Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования.

Но в 2011 году являясь первопроходцами, педагогическому коллективу и администрации школы пришлось  заняться самообразованием, провести не один семинар и педсовет. На протяжении 2011-2020 годов  педагоги  посетили семинары на тему «Оказание специальных социальных услуг детям с особыми потребностями» при организации общественного объединения союза молодежи «Рух» и общественного фонда «Бота», «Дара». В 2019-2020 учебном году 56 учителей прошли обучение по инклюзивному образованию. Сейчас у нас в школе 20 детей с особыми образовательными потребностями. Занимаясь самообразованием   учителя  принимали участие в  международных научно-практических конференциях. Школа №49  20 марта 2012г,  9 апреля 2013 , 20 мая 2014 года, 3 февраля 2015, в 2018г  провели республиканские  семинары для слушателей  института  повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК «Орлеу» . Мы являемся первопроходцами, поэтому активно изучаем  проблему   инклюзивного образования и щедро делимся своим опытом.   Педагоги  обобщают свой опыт в СМИ (журналы  «Вестник  средней школы», «Начальная школы», «Мектеп директоры» «Открытая школа» и т.д). Принимают активное участие в круглых столах,  семинарах, конференциях, вибинарах  которые проводятся в городском и республиканском масштабе.

Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Не зависимо от того, какую организацию образования выберут родители: массовую или специальную особые потребности ребенка должны быть удовлетворены в полном объеме.

Действующий закон РК «Об образовании» закрепляет право родителей на выбор организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка; а также право получать консультативную помощь по проблемам обучения и воспитания своих детей в психологомедико-педагогических консультациях Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002 г.) закрепляет право на получение бесплатного образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций». Варианты (формы) включения детей с ограниченными возможностями в развитии указаны в Типовых правилах деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования), утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499, в пункте 18: «С учетом интересов родителей или иных законных представителей, по согласованию с местными органами управления образованием в организациях образования могут открываться классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений. В общеобразовательных школах, в состав учащихся которых входят дети с ОВР, необходимо организовать такую же поддержку, которую имеют дети, обучающиеся в специальном образовании. Требуется перенос опыта педагогической работы с детьми с ОВР из системы специального образования в систему общего образования. Эта работа сейчас одна из самых главных направлений развития инклюзивного образования в нашей стране. Она потребует сближения двух систем образования: специального и общего, которые до этого функционировали изолировано, сотрудничества педагогов общего образования и дефектологов, возложения на специальные организации образования функций ресурсных центров по развитию инклюзивных процессов в системе общего образования.

Приём детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и (или) иных законных представителей, заключения психолого – медико — педагогической консультации (далее – ПМПК) с рекомендованной формой обучения.

Большую помощь в работе с «особыми» детьми оказывают специалисты кабинета психолого – педагогической коррекции, которые  сейчас имеются в штатном расписании всех школ. Это логопед, дефектолог, психологи  и социальный педагог. Педагоги кабинета коррекции имеют возможность оказывать комплексную психолого – медико – педагогическую и социальную помощь детям в возрасте до 18 лет.  Как я уже  сказала по школе 20 детей с различными диагнозами . В школе работают 2 психолога, соц педагог, логопед. Все службы имеют свои оборудованные кабинеты.

Проблемы которые нас сопровождали

Принимая  принципы и ценности инклюзивного образования нашему обществу  еще требуется определенное  временя  и усилие для значительной переоценки концепций и изменения поведенческих ролей. Внедряя инклюзивное образование мы не были готовы и   не решили такие проблемы как

  • архитектурную и транспортную доступность для людей с инвалидностью в городе и селе;
  • финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями в школе;
  • культуру, политику и практику школы, устраняя социальные барьеры.
  • Отсутствие материальной базы для создания  безбарьерной  среды. Нам нужны :
  • учебные материалы и оборудование, оснащенное специальными приспособлениями (закладки, метки, разлиновки, фиксаторы);
  • специальные компьютерные программы;
  • средства индивидуальной коррекции (фиксирующие, оптические, слу­ховые и т. д.);
  • средства обеспечения лучшей видимости объектов (приближение, подсветка, контурирование, фонирование, экранирование и т. д.)

Что должен делать руководитель общеобразовательной школы с организацией интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями в развитии? В первую очередь подготовительную работу по приему и включению таких детей в общеобразовательный процесс путем: 1) обеспечения физического доступа в школу (лифты, пандусы, специальная мебель – для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) 2) обеспечения образовательного и коррекционно-развивающего процесса специальным техническим оснащением (для детей с нарушениями слуха, зрения, речи); 3) обеспечения учебно-воспитательного процесса необходимыми программно-методическими, дидактическими материалами с учетом категорий детей с ограниченными возможностями, включенных в образовательный процесс школы; 4) подбора и приема на работу педагогических работников, обеспечивающих коррекционно-педагогическую поддержку (педагог-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед); 5) консультирования педагогов, учащихся, имеющих ограниченные возможности и без нарушений в развитии; родителей всех учащихся и технического персонала школы.

Все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Жизнь одинаково прекрасна для всех живущих на Земле. «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» — гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью.

Как любому первопроходцу, у нас есть свои трудности, однако педагоги нашей школы делают все возможное,  чтобы таким деткам у нас было комфортно. Мы понимаем,  что  особенные дети имеют право на обычное детство.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Автор:  Калиман Наталья Адамовна.

Использованная литература:

  1. Включение детей с ограниченными возможностями в общее образование. Благотворительный фонд «Дара», Астана, 2013г.
  2. Пособие по совершенствованию инклюзивной практики в образовании. Фонд открытого общества. Белград , 2012г
  3. Показатели инклюзии. Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под редакцией Марка Вогана, основателя Центра  изучения инклюзивного образования.   Бристоль, Великобритания. 2012г
  4. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования.. Напечатано во Франции. ЮНЕСКО 2009 г
  5. Формирование безбарьерной образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Академия образования им. Алтынсарина, Астана, 2014г

One comment

  1. Сандугаш

    Рауфа Хусаиновна, керемет! Жұмысыңыздың жемісін көріңіз! Алла, разы болсын!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*