Home » статьи » Роль устного счета в формировании вычислительных навыков

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков

                                 «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» —

                                                                                                М.В. Ломоносов

     Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

Как известно, обучение носит воспитывающий характер, следовательно, задача методики обучения  математике использовать такие приёмы обучения математике, которые способствовали бы  не только умственному развитию школьников и  стимулировали бы их интерес к математике, развивали положительные черты характера, но и  способствовали бы  воспитанию нового человека, человека  нового  общества.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем,  что одной из обязательных форм работы на уроках математики является устный счет.

Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике. Именно  в первые  годы  обучения,   закладываются основные приёмы устных вычислений, активизирующие  мыслительную деятельность учеников, развивающие  у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции. В связи с этим  необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.

Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное,  воспитательное  и практическое значение. Устные вычисления помогают лучшему усвоению приемов письменных вычислений. Практическое значение их состоит в том, что быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни и являются одной из ступенек развития математической грамотности. Устные вычисления также  способствуют развитию  сообразительности, математической зоркости и наблюдательности.

Задания для устного счета предлагаю  детям такие, чтобы они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и на слух.

Четко проведённый  организационный устный счет в начале урока,  математически организует  работу учащихся в течение всего занятия.

Чтобы увлечь детей, необходимо  включать во время устного счета игры и игровые моменты. Усвоение математических знаний, умений и навыков зависит как от содержания используемых упражнений, так и от их количества.

Вычислительный навык — это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – это значит, что  для каждого случая  надо знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро. Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью.

Правильность — ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.

Осознанность — ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить как он решал и почему так можно решать.

Рациональность — ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение  которых легче других и быстрее приводит к результату.

Обобщенность — ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.

Автоматизм — ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.

Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.

Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.

Прочность — ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Каждый учитель  может  организовать деятельность учащихся так, чтобы они выполнили как можно больше различных упражнений и задач на уроке. Каждый  учитель может легко найти свой оптимальный вариант урока (дозировку устной работы), самостоятельно составив варианты заданий, исходя из подготовленности класса.

Дети любят устно решать задачи и выполнять различные упражнения, так как при правильном руководстве учителя этой работой одни учащиеся могут проявить инициативу, другие получить помощь от товарища или учителя. Кроме того, выполнение устных упражнений способствует развитию речи детей, ведь одними из навыков  в новой образовательной программе являются усвоение детьми таких навыков как слушание и говорение, а уроки математики должны вносить в  привитии этих навыков   определенную лепту.

Навыки устных вычислений, как отмечалось выше,  формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений.

Для развития вариативности мышления я применяю различные задания. При
систематическом  использовании  на уроках математики заданий, способствующих  развитию вариативности мышления  идёт развитие и мышления, и логики, и памяти, и устной речи и  среди них выделяю несколько групп  заданий, которые  классифицируются  на:

— имеющие единственный правильный ответ, причем их нахождение осуществляется разными способами;

— имеющие несколько вариантов ответа, причем нахождение осуществляется одним и тем же способом;

—  имеющие несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися способами.

Вот некоторые из заданий:

Задание 1. (группа 1). Найди выражение, значения которых можно вычислить разными способами. Вычисли: (30+8)+20 , (60+30)-80 , (7+20):9,  (28+21):7, (10+4)*1, 100:(20+5).
Каждое выражение имеет единственное значение (подчеркнутые выражения), и выражения, которые можно в некоторых случаях (30+8)+20, (10+4)*1, (28+21):7 вычислить разными способами, опираясь на знание свойств арифметических действий, известных учащимся.

Задание 2. (группа 2). Петя живет в квартире 200. На его этаже есть еще 3 квартиры. Запиши, какие номера могут быть у этих квартир.

Это задание с многовариантным ответом. В нем не указано, как расположена на этаже квартира Пети, поэтому возможны 4 варианта ответа: а) 200, 201, 202, 203; б) 199, 200, 201, 202; в) 198, 199, 200, 201; г) 197, 198, 199, 200. Находятся все варианты одним способом.

Задание 3. (группа 3). Какое одно изменение нужно внести в запись, чтобы неравенство 467<456 стало верным? Рассмотри разные варианты. Выполнить данное задание можно разными способами, получив при этом разные ответы.
Во-первых, можно поменять знак неравенства. 467>456.
Во-вторых, можно исправить первое число: убрать цифру в разряде сотен (67<456); изменить цифру в разряде сотен (367<456, 267<456, 167<456); изменить цифру в разряде десятков (447<456, 437<456, 427<456, 417<456, 407<456).
В-третьих, можно исправить второе число: приписать цифру, обозначающую единицы тысяч, изменить цифру в разряде сотен, или десятков.

Таким образом,  систематическая работа над устным счетом, позволяет  не только формировать математическую  грамотность, но и  повышает  интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый материал. А также способствует развитию логического мышления, математической зоркости, внимания, памяти. Прививается также  навык слушания, говорения, а при письменных работах,  проверках заданий   ещё и навык письма  и  чтения.

 

 

 

    А.А.Мустафинова
Учитель начальных классов
г. Караганда
КГУ «Школа-гимназия  № 102»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*