Home » статьи » Обсуждение статьи Президента РК от 12 апреля 2017 года «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»

Обсуждение статьи Президента РК от 12 апреля 2017 года «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»

 

 Цели открытого мероприятия:

 Воспитательная цель:

-формирование у молодого поколения активной жизненной позиции,

-воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине,

Образовательная цель:

способствовать формированию знаний у учащихся о настоящем и будущем положении нашего государства,

-ознакомить с основными направлениями культурной модернизации страны

Развивающая цель:

-предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать  общее мнение по статье  Президента РК от 12 апреля 2017 года «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»

-развивать познавательный интерес, расширить кругозор в области модернизации Казахстана.

Методическая цель: раскрытие темы с использованием интерактивной доски

Наглядности: презентация, иллюстрации

Дата и место проведения: 20.12.2017 г., актовый зал

Участники: 328 группа

Проводит: Ашимова Ш.Е.

План открытого мероприятия:

 1. Вступительная часть

1.1. Вступительное слово преподавателя

1.2. Гимн Республики Казахстан

II          Основная часть:

2.1. Ознакомление с правилами проведения круглого стола, знакомство с экспертами

2.2. Выступление гостя круглого стола

2.2.1.Видеоролик «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»

2.3. Выступление историка

2.4. Стихотворения, посвященные Казахстану

2.5. Выступление языковеда

2.6. Выступление краеведа

2.6.1.Видеоролик «Древний Тараз»

2.7. Выступление журналиста

2.8. Выступление археолога

2.9. Беседа (мнения студентов)

III      Заключительная часть

  1. Подведение итогов анкетирования, принятия резолюции
  2. Заключительное слово преподавателя

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть
  2. Вступительное слово преподавателя

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы живем с вами в демократическом государстве; в мире, дружбе и согласии. Нашей стране нужна стабильность, Казахстан – республика уникальная, многонациональная. Всего за двадцать шесть лет, за короткий по историческим меркам период, построено новое государство. Казахстан добился впечатляющих успехов, и нам нельзя терять темпов развития. Лидером нашего государства, Н.А.Назарбаевым, приложено много усилий для модернизации нашего государства.

Сегодня на нашем мероприятии будет обсуждена  статья Президента РК «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года.

Хочу начать круглый стол со слов нашего Президента: «В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить – надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории».

Разрешите круглый стол считать открытым.

  1. Гимн Республики Казахстан
  2. Основная часть

2.1. Слово преподавателя: Заранее группе учащихся было дано задание для приготовления выступлений на заседании Круглого стола, выступление подготовили историк, журналист, краевед, археолог.

На круглом столе присутствует гость: Мамедова Парида Иманжановна, преподаватель философии Таразского Государственного университета

Я буду исполнять  роль модератора, то есть контролировать проведение круглого стола. Вместе со мной работает экспертная комиссия для принятия резолюции круглого стола. Всем участникам мероприятия розданы анкеты, которые необходимо заполнить в течение круглого стола для принятия резолюции (образец приложен). Анкеты надо передавать в экспертную комиссию.

2.2 Выступление гостя:  Мамедова Ф.П., преподаватель философии Таразского Государственного университета

2.2.1.Видеоролик «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»

2.3. Выступление историка (Семенова Лариса):

12 апреля 2017 года была опубликована статья Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой Президент, обращаясь к своему народу пишет: “Казахстан вступил в новый исторический период. В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.
Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики. Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.
Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно.
Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию – она выступит их сердцевиной»
Президент предложил несколько направлений модернизации:
1. Конкурентоспособность:
• Каждый казахстанец должен обладать компьютерной грамотностью, знанием иностранных языков и культурной открытостью.
• Программа «Цифровой Казахстан», программа трехъязычия и программа культурного и конфессионального согласия – часть подготовки нации к жизни в современном мире.
2. Прагматизм
• Прагматизм означает точное знание личных и национальных ресурсов, их экономное расходование и умение планировать будущее, как каждого отдельного человека, так и страны в целом.
3. Сохранение национальной идентичности
• Президент заявил, что никакая модернизация невозможна без сохранения национальной культуры.
4. Культ знания
• Президент подчеркнул, что в системе приоритетов молодежи Казахстана образование должно стоять приоритетом номер один, тем более, что технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия до половины существующих профессий станут невостребованными.
• По мнению Президента, в таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, способный относительно легко менять профессию.
5. Эволюционное развитие Казахстана
• Н. Назарбаев заявил, что эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца и для страны в целом.
6. Открытость сознания
• Открытость сознания имеет три основных аспекта: понимание того, что происходит в мире, готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад, и, наконец, способность перенимать чужой опыт и учиться у других людей и стран.
Повестка дня на ближайшие годы
Президент Н. Назарбаев предложил несколько конкретных проектов, которые могут быть начаты в ближайшие годы:
1. Поэтапный переход казахского языка на латиницу
2. «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке»
3. Программа «Туған жер» («Родная земля»)
4. Проект «Духовные святыни Казахстана»
5. Проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире»
6. «100 новых лиц Казахстана»

2.4. Стихотворения, посвященные Казахстану, прозвучат на трех языках в исполнении Керимшеевой Жанели, Огарковой Алины, Хидировой Беритан

Родина моя – Казахстан!
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.

Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера.

И лоз виноградных витые узоры.

Там свято хранятся традиции предков
И люди плохие встречаются редко.
Там радость так радость! Беда не беда.
Гостям в каждом доме рады всегда.

Там разные нации в мире живут,
Там вечные ценности – знания и труд.
Самая лучшая ты на земле
Родина матушка – слава тебе!

Вы спросите,  где это, я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
“Осы маган улы Отан,
Касиеттi жер Казакстан!”

Отан туралы

Мұқағали Мақатаев

Мен оның түнін сүйем, күнін сүйем,
Ағынды өзен, асқар тау, гүлін сүйем,
Мен оның қасиетті тілін сүйем,
Мен оның құдіретті үнін сүйем.
Бар жәндігін сүйемін қыбырлаған,
Бәрі маған: «Отан!» деп сыбырлаған
Жаным менің,
Кеудемді жарып шық та,
Бозторғайы бол оның шырылдаған!
Отан!
Отан!
Бәрінен биік екен.
Мен оны мәңгілікке сүйіп өтем.
Отанды сүймеуің де күйік екен,
Отанды сүйгенің де күйік екен.

Flourish my, Kazakhstan!

Love you, my Earth

I love your vastnesses, prairie

I love it when you

Blossom in the spring

I love on a cold winter evening!

Flourish my Kazakhstan, flourish

Happy be and be free

Let it always fly flag of love

Over my Kazakhstan good!

2.5. Выступление языковеда (Шебеко Александра):

Президентом РК было высказано предложение о необходимости начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. История графики казахского языка имеет глубокие корни. В VI–VII веках,  в ранние средние века,  на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо. В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов буквенного письма человечества. С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке. Начиная с X по XX век, почти 900 лет,  на территории Казахстана применялась арабская графика. Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама. 7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский алфавит». Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей. 13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики». Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими  причинами. В декабре 2012 года в ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» Президент страны сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу». Это означает, что с этого времени мы должны во всех сферах начать переход на латинский алфавит. То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице. Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке. Мы с вами в школе с первого класса изучаем английский язык. Это – латиница. То есть для молодого поколения не будет проблем.

В проекте нового казахского алфавита 25 букв. С 2018 года планируется начать подготовку специалистов и учебников для средней школы.

Всего в алфавит включили восемь диграфов.
    Так, нынешнюю кириллическую «ә» заменят на «ae», «ң» — на «ng», «ғ» — на «gh», «ү» — на «ue», «ө» — на «oe», «ч» — на «ch», «ш» — на «sh», «ж» — на «zh».

Между тем 26 букву — «х» — в казахском алфавите исключили.

Алфавит изменится так:

а — а
ә — ae
б — b
в — v
г — g
ғ — gh
д — d
е — e
ж — zh
з — z
й — j
к — k
қ — q
л — l
м — m
н — n
ң — ng
о — o
ө — oe
п — p
р — r
с — s
т — t
у — w
ү — ue
ұ — u
ф — f
х — h
ч — ch
ш — sh
ы — y
i — i

2.6. Выступление краеведа (Ахмедова Дильша):

В этой статье огромное значение Президент отводит патриотическим чувствам, которые начинаются с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. И им была предложена программа «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку –  «Туған ел». Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее. Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»? Любовь к Родине нужно формировать ещё в самом раннем возрасте, с самого детства. Поэтому, как предложил Н.А.Назарбаев, необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. В программной статье Президента РК Н.А.Назарбаева огромное внимание уделено образованию и науке, воспитанию. «Образованный одолеет тысячи, сильный одного», — говорят в народе. Для модернизации сознания, возрождения национальной самобытности нужно воспитать образованную, конкурентоспособную личность, адаптированную к глобальным изменениям и чтящую национальные ценности. Необходимо взращивать патриотические чувства, интерес к изучению родной страны, ее истории.

В связи с этим. С целью реализации задач, поставленных в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в 2017-2018 учебном году в учебный план 7,8 классов 316 средних школ области введены курсы «Краеведение» и «История родного края», нагрузкой по одному часу в неделю, 34 часа в год. А курсы «Историческое краеведение» и «Литературное краеведение» введены для студентов 1-2 курсов технических и профессиональных образовательных учреждений, нагрузкой раз в неделю, всего 36 часов в год.

Курс «Краеведение» в средних школах направлен на формирование знаний о географических, исторических, природных и других факторов,  комплексно характеризующих формирование и развитие родного края. Курс приучает к заботе об окружающей среде, воспитывает любовь  к родине. Курс «История родного края» направлен на формирование исторических, археологических и культурных знаний, комплексно характеризующих становление и развитие родного края, помогает собрать данные об исторических памятниках и культурных объектах.

Курсы «Историческое краеведение» и «Литературное краеведение» учат сохранять и пополнять историческое и культурное наследие, разъясняет появление и ценность исторических ценностей в регионе, повышает познавательный интерес в языку и литературе народа.

Школьники поймут смысл легенд и сказаний, научатся их анализировать, узнают историю названий земель, городов, рек и озер, гор, ознакомятся с археологическими памятниками, флорой и фауной родного края, памятниками международного уровня, деятельностью героев труда во благо страны, национальным творчеством родного края.

А студентам 1-2 курсов расскажут легенды и истории, исследования о происхождении (этимологии) наименований земель, вод, населенных пунктов. Они узнают о поиске писателей  в пробуждении национального сознания, произведениях, посвященных родному краю, научных трудах местных ученых, раскопках в Шуском и Таласском районах, исторических сражениях в древнем Таразе, истории создания Казахского ханства, традициях и культуре других национальностей, проживающих в области. И совершат экскурсии к историко-культурным памятникам.

2.6.1.Видеоролик «Древний Тараз»

2.7. Выступление журналиста (Сайдуллаева Луиза):

Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям. История Независимости – это всего лишь четверть века. Но каких! Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых. Проект «100 новых лиц Казахстана» – это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы. Это будут конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Казахстан должен сделать их героями нашей телевизионной документалистики, образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь. Первый этап проекта “100 новых лиц Казахст­ана” завершен. Всенародным голосованием отобраны 102 кандидата.

Более 340 тысяч казахстанцев отдали за сво­их фаворитов 1 миллио­н 376 тысяч голосов. ­Такая цифра является ­беспрецедентной для н­ашей страны, и это хо­роший показатель того­, что проект интересе­н обществу.

Даурен Абаев пояснил, почему комиссия решила не ограничиваться круглым числом участников проекта.

“Путем всенародного онлайн-голосования вами отобраны 102 победителя отборочного тура. Мы посчитали справедливым не ограничиваться круглым числом, включив в список двух номинантов, незначительно отставших от первой сотни”, – сказал министр.

Теперь министе­рством информации и к­оммуникаций совместно­ с Ассамблеей народа Казахстана ведется ра­зработка детального п­лана мероприятий.

“Сбор заявок показал, ­что в Казахстане тыся­чи достойных, которым­и мы можем по праву г­ордиться и ставить в ­пример своим детям. О­ткрывая новые лица, м­ы открываем одну боль­шую и общую для всех ­нас историю успеха Не­зависимого Казахстана­!”

Сбор заявок для участия в проекте стартовал 7 июня на специальном интернет-портале.

Нурсултан Назарбаев провел встречу с участниками проекта “100 новых лиц Казахстана” в Астане 1 декабря.

В своей речи Президент отметил достижения выбранных участников проекта.

“Вы уникальны. Независимость дала вам показать свои возможности, расцвести вашему таланту, проложить путь в будущее. И, самое главное, стать примером для молодежи, которая будет идти за вами. Вы доказали, что талант – это есть труд. Никогда человек не должен жить без мечты, нужно иметь в голове мечту и двигаться за ней. Не дойдешь до конца, но даже если до половины дойдешь, уже будешь счастлив, потому что ты изучишь”, – сказал Назарбаев.

От Жамбылской области победителем стало 8 наших земляков:

  1. Бақтыгерей Ерлан Әбдінәбиұлы – лауреат 1-го Республиканского дирижера им Ш.Кажгалиева, Главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Академической филармонии г. Астаны (2013 – 2015 гг.)
  2. Саршаев Марат Аманғалиұлы – нейрохирург городской больницы №1,  обладатель Гран-при конкурса «Лучший молодой врач»
  3. Пошкаев Әбдібек Үйкекбайұлы -руководитель ТОО  «Бурненская молочная компания»
  4. Сейдазимов Сембек Әбетайұлы – директор ТОО «Кирпичник», первый депутат Жамбылской области, награжденный орденом «Құрмет», удостоенный звания «Почетный депутат маслихатов Казахстана» и ордена «Парасат»
  5. Арыстанбаев Ғалым Қазбекұлы – сержант полиции. усыновил пятерых детей и открыл мини-детский дом семейного типа
  6. Таңатаров Ақжүрек Достықұлы – бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне-2012
  7. Габидуллина Зульфия Раухатқызы- чемпионка XV летних Паралимпийских игр-2016
  8. Исламхан Бауыржан Ербосынұлы – футболист, полузащитник и капитан «Кайрата» и сборной Казахстана

2.8. Выступление археолога (Кадырова Индира):

     Глава государства в своей статье подчеркивает: для достижения конкурентоспособности нации в глобальном мире нужно выработать механизмы регенерации исторической и культурной памяти. Поэтому Президент инициировал культурно-идеологические проекты, в том числе проект по укреплению в сознании народа общенациональных святынь – “Сакральная география Казахстана”. Сакральные объекты призваны стать средством консолидации и идентичности нации. На всей территории страны будет создана единая сеть мест памяти, культурно-географический пояс святынь Казахстана

Пояс должен стать основой каркаса национальной идентичности. Причем, подчеркивает эксперт, здесь важна не столько материальная, вещественная сторона памятников, сколько духовные практики, связанные с сакральной сутью святых мест – объектов паломничества и поклонения.  Именно они являются символической защитой, источником сохранения исторической, а значит, сакральной памяти народа. И задача проекта – расширить понимание этой географии, выработать единую символику и принципы национального иммунитета. Вкупе это поможет адекватно реагировать на инокультурное влияние и противостоять чуждым идеологическим культурам,

Под сакральным объектом в проекте подразумеваются особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа Казахстана.

Список сакральных мест разделили на два уровня: объекты общереспубликанского, национального и местного, регионального значения.

Поступило порядка тысячи предложений, на их основе сформировали список общенациональных сакральных объектов, куда на текущий момент вошло 100 памятников (список не окончательный и будет дополняться). Они поделены на шесть категорий: особо почитаемые памятники природного наследия; археологические и архитектурные памятники; крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; места, связанные с историческими и политическими событиями.

      В списке – гора Акмешит (Улытау), пик Хан-Тенгри, гора Белуха (Алтай), Чарынский каньон, Боралдайские и Иссыкские сакские курганы, поселение Ботай, городища Сарайшык, Сыганак, Сауран, мавзолеи Х. А. Ясави, Арыстан-Баб,  Кабанбай батыра, некрополи и подземные мечети Мангистау, поляна Абылай хана, монументы “Астана-Байтерек” и “Қазақ Елі”, Вознесенский кафедральный собор.

В республиканский список 100 сакральных мест Казахстана было включено 8 объектов Жамбылской области такие как:

1)      Культовое святилище «Мерке-Жайсан»;

2)      Комплекс «Акыртас VІІІ-ІХ вв.»;

3)      Городище «Древний Тараз І-ХІХ вв.»;

4)      Мавзолей «Тектурмас ХІVв.»;

5)      Мавзолей «Карахан ХІІв.»;

6)      Мавзолей «Айша биби ХІ-ХІІвв.»;

7)      Мавзолей «Бабаджа Хатун Х-ХІвв.»;

8)      Мавзолей «Байзак батыр Мамбетулы».

Крайне важно, чтобы каждое место святое было таковым для казахстанцев вне зависимости от их места проживания, национальной, религиозной, родовой и прочей принадлежности. И закрепить эту национальную идентичность, национальную целостность и призван наш проект “Сакральный Казахстан”

Проект решает и другой значимый вопрос – целостность исторического сознания.

2.9.Беседа (мнения учащихся)

Слово преподавателя:

Нами заслушаны доклады по основным направлениям культурного развития Казахстана на ближайшее время. Теперь хотелось бы выслушать ваше мнение о статье Президента.

III         Заключительная часть

3.1. Подведение итогов анкетирования, принятия резолюции

3.2. Заключительное слово куратора

Надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины, ведь по мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”.

А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Образец анкеты

  1. Читали вы статью статьи Президента РК от 12 апреля 2017 года «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»?
  2. Что вас в ней заинтересовало?
  3. Какой из проектов вы считаете наиболее необходимым?
  4. Как вы считаете, что надо делать молодежи для внедрения программы модернизации общественного сознания?

 

Ашимова Шолпан Едиловна,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин,

Жамбылский медицинский колледж,

город Тараз 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*