Home » Гуманитарный цикл » Что такое имя прилагательное?

Что такое имя прилагательное?

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель:

познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

                        Ход урока

1.Организационный момент.

  1. Минутка чистописания.

Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму.

Пальчиковая гимнастика
Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, классная работа.

1 строка:
– Какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень).
– На первой строке дописываем слово весна.
– Назовите весенние месяцы.

2 строка: март, апрель, май
– А какие это месяцы?                (весенние)

-На  формирование  какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии)

III.  Постановка цели и задач урока

– А теперь запишите слова в тетради, которые записаны на доске.

Весна, март, апрель, май, весенние
Какое слово лишнее?
(Весенние.)
 Почему? Докажите. (Это не имя существительное)
Объясните значение слова «весенние».  Работа со словарем.

Если это не имя существительное, то к какой  части речи оно относится ?

(Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать (некоторые ученики могут  назвать имя прилагательное).

Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

(Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном.)

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим?

(Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)

– Прочитайте предложение.                                                                                          

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

– Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

–  Посмотрите, ребята, мнения наши разошлись.

–  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

–  Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

–  Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

–  Вы должны, вставить пропущенные слова.

–  Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.      

– Прочитайте, что же у вас получилось?

У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.

– А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

–  А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

Какие?                     Острые

Какое?                     Тоненькое

Какие?                     Чуткие

Какая?                     Рыжая

Какой?                     Пушистый        

–  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)

–  Какой частью речи они являются?

–   Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

  1. Актуализация изученного материала

Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.

На доске слова: цветок,  сильный, раскрасил, зелёный,  найдёт, хороший, девочка,  окно, побежал

На какие группы мы разделим слова? Почему?

( Это имена существительные, глаголы и прилагательные.)

цветок                             раскрасил                          сильный

девочка                            найдёт                                зелёный

окно                                  побежал                          хороший

Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?

(Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?)

Посмотрите, на второй столбик, что это за слова?

(Глаголы  –  это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?)

А что вы можете сказать о третьем столбике?

(Это имена прилагательные).

Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей)

Усвоение новых знаний

  1. Что обозначает имя прилагательное?

– Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них?

  1. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  Когда мы всматриваемся, вслушиваемся  в те  предметы, которые нас окружают,  мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит  из своих качеств и свойств, то есть признаков.  А на какие вопросы отвечают прилагательные?

(Прилагательные отвечают  на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

Работа с текстом.

А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на доске (предлагается текст без имен прилагательных)

Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников

 Какой это текст, ребята, веселый или грустный?
(грустный, неинтересный, скучный)
Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, весёлым?

(Имена прилагательные.)

Пришла  ранняя весна.

Она подарила людям яркие цветы.
Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны украшает весенний ковер нежных подснежников.

Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Ответы детей.)
Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.

Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Вспомните стихотворения  русских поэтов, которые мы изучали на уроках литературного чтения и приведите  примеры

( Тютчев Ф.И., А. Плещеев, С. А Есенин и др.)

(учащиеся приводят свои примеры, основываясь на личном опыте)

Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.

Домашнее задание.

Упр. № 152, устно составить рассказ о любимой игрушке, используя прилагательные

 

Уразбаева Бахтигул Кушбаевна,

учительница русского языка и литературы,

Туркестанская область, Казыгуртский район

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*