Home » Детский сад » Кобыз – его возрождение

Кобыз – его возрождение

Цель  занятия:

Способствовать формированию представления у детей о выразительных и изобразительных возможностях музыкальных инструментов.

Задачи  урока:

1) Познакомить детей с историей происхождения родственных музыкальных инструментов.

2)  Воспитывать интерес и уважение к культуре казахского народа и своей страны.

Ход работы:

Вид:  Музыкально-познавательный.

Дети заходят в зал садятся (завести под звучание кобыза, наводящие воспросы об инструменте).

В жизни каждого народа музыка издревле занимала важное место. Она сопровождала степняков везде: в младенчестве — это колыбельная песня, в детстве — это игры и забавы детей, в повседневной жизни — это мелодии пастухов и степных певцов, народные напевы и домашнее музицирование и, наконец, игра профессиональных музыкантов. Именно в музыке нашла наиболее полное отражение душа казахского народа. Благодаря музыкальным инструментам, изготовленным из дерева и тростника, из глины и металла, из шкур и костей животных, оживают звуки древности.

Что вы услышали при входе в зал? На каком инструменте звучала музыка?

Просмотреть презентацию.

Кобыз. Кобыз — казахский национальный инструмент «кыл-кобыз» (волосяной кобыз) выдалбливается из цельного куска дерева. Струна кобыза состоит из тридцати волосков, смычок напоминает дугу. Это сольный инструмент. Звук кобыза регулируется с помощью натяжения струн. В нём множество тембров, иногда звучание  кобыза напоминает орган. На деке расположены два колка, регулирующие две струны. Одна из них — находится вверху, другая — внизу. Средняя часть кобыза, напоминающей две половинки  яблока.

Существуют много видов кобыза (Қыл қобыз 2-3 струнные, прима қобыз 4 струнный)

/Легенда о Коркыте/: Когда родился Коркыт, погода резко изменилась. Был сильный дождь и гроза. Вокруг стало темно, сильный ураган очень  насторожил всех жителей. Появившись на свет, он начал сразу разговаривать. И жители были сильно напуганны и удивлены таким необычным ребенком. Вот поэтому и назвали его «Коркыт». Он рос очень умным ребенком, сочинил много кюйев.

Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: Коркыт, сделай себе кобыз — найди голень шестилетнего верблюда, обтяни её кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из тёмно-рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь ты обладать дивным инструментом. Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру. Бессмертие и вечную жизнь искал он в звуках кобыза. Ещё в молодости Коркыт решил бороться со смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть — ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Всё вокруг говорило, что такой же конец ждёт и его. По разным источникам, Коркыт прожил 95 или даже 195 лет. В народе его уважали как мудреца, и даже была такая поговорка: Коркыт говорил. В течение многих веков хранится в памяти народа Коркыт, его кобыз и музыка. Вот так Коркыт стал бессмертным. Именно благодаря звуку кобыза можно передать звуки птиц, животных, разговора человека.

Кобыз – двухструнный смычковый инструмент.

Слушание: «Күзгі әуен» (исполнение на кобызе студентки колледжа им. Құрманғазы), после прослушивания произведения, определить храктер и краткое содержание.

Предложить просмотреть мультфильм о «Дружбе инструментов» (Автор мультфильма АСЕТ ТАСТЕМИРОВ)

И в заключении этого мультфильма, я хочу сказать, что до сегодняшнего дня дружба инструментов не распадалась, эти музыкальные инструменты всегда дружно звучат в оркестрах. Но не только инструменты, но и мы тоже умеем быть дружными так? Я предлагаю разучить новую песню о дружбе.

Разучивание: «Дружба» Муз: Л.З.Аитова,

сл:    Ғ.Б.Омарова,Г.Ж.Түгелбаева

Дос болайық бәріміз,

Достық біздің сәніміз.

Бірге ойнап жүреміз,

Бір бақшаға келеміз.         – 2 рет

 

Дружба крепкая нужна,

В детском садике друзья.

Ты мой друг, и я твой друг,

Встанем дружно все мы в круг.    – 2 рет

Ну, а для того,чтобы запомнить звучания кобызов, я предлагаю вам поиграть в игру. Игра называется «Какой инструмент?»

Игра: «Какой инструмент?»

(детям раздать карточки с картинками инструментов (қыл қобыз, прима қобыз и шаң қобыз)). Звучит музыка в современной обработке сольного қобыза, дети выполняют ритмические движения, как только останавливается музыка, звучит звук инструмента, дети поднимают соответствующую картинку. Игра проводится 2-3 раза.

Ну вот, мы теперь умеем не только различать инструменты, но и знаем их названия. Но помимо, кобыза вы знаете очень много инструментов, не только знаете, но и играете на них. Я предлагаю вам сыграть с нашим қобызом в оркестр.

Оркестр: «Ізгі шебер»

В заключении занятия предлагаю сыграть в игру «Алтын қақпа», цель игры, кто попадется в воротики, тот отвечает на вопросы заданные мною.

Игра: «Алтын қақпа» (с каким инструментом сегодня познакомились?, кто придумал қобыз?, к какому виду относится инструмент қобыз?)

Попрощаться и похвалить детей.

 

 

Жанар Жакиқызы Наурызгалиева,

№21 «Росинка»  бөбекжайының музыка жетекшісі,

Орал қаласы, БҚО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*